Применение кейс – технологий на уроках истории - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 166
  • Скачиваний: 4

Учитель истории
МОУ «ШКОЛА № 76 им. А.Н.КОВАЧЕВИЧА Г. ДОНЕЦКА»
Игнатенко Я.А.

 

Мастер – класс ««Применение кейс – технологий на уроках истории»

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям.Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Сущность технологииизучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев
Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай
Используя кейс- технологию, я преследую следующие цели:
1. «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
3. развитие компетентностей учащихся

Кейс- технология работают на развитие
• Учебно- информационной компетенции
• Коммуникативной (социальной) компетенции

Структура процесса обучения по КТ
1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ ( реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых иделовых игр и т . д .“
2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИиз кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),
3. Выявляется ПОЗИЦИЯшкольника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).
Коллективное обсуждение вариантов решения(сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

 

1. Метод ситуационного упражнения (задачи)
заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи
1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика- её анализ
2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций
3. Метод игрового проектирования
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Работа над проектом по обществознанию,например Урок- «Бизнес- старт».
Учитель предлагает каждой команде "открыть" собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.
В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание юридического документа, совершенствование навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Алгоритм работы с кейсом
1. Ознакомление с сюжетом.
Текст раздается каждому участнику практического занятия. На ознакомление выделяется 3-5 мин в зависимости от его сложности.
Преподаватель начинает занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например, спрашива¬ет: «Сколько всего персонажей действует в описанной ситуации?» или «Где (когда) происходят описываемые события ?».Возможно, что далее участники занятия зададут руководителю вопросы с целью уточ¬нения ситуации и получения дополнительной информации, ко¬торая фиксируется на доске для последующего обсуждения.
2.Проблематизация -обнаружение в ходе дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность».
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске обнаруженные противоречия, «странности». В ходе общей дискуссии помогает учащимся выбрать наилучшую формулировку.Время – не более 3-4 минут.
3.Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске предлагаемые формулировки проблемы, а затем в диалоге с учащимися помогает им отобрать наилучшую (наиболее соответствующую обнаруженному противоречию)Время – 5-7 минут.
4.Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)Время – не более 3 минут.
5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)
Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учеб¬ники, справочники. В некоторых случаях от тьютора может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.Время – до 15 минут.
6. Презентация.
Это очень важный аспект кейс-мето¬да. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интеграль¬ным качеством современного человека. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — не более 3 мин. на одну группу.
В некоторых случаях, можно вместо презентации попросить представить письменное решение кейса, т.е. развернутый ответ на проблемный вопрос (индивидуальная письменная работа). Предупредить об этом учащихся нужно в самом начале занятия.
Организуя уроки на основе кейс- технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие)
Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”. Кейс- технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности

 

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ

КЕЙС № 1
СЮЖЕТ. В начале Столетней войны англичане одержали победы в морском сражении при Слейсе (1340). В крупнейших по меркам Средневековья битвах при Креси (1346) и при Пуатье (1356) французские войска потерпели сокрушительные поражения. В битве при Пуатье, как писали ее современники, «погиб цвет французского рыцарства», а король Иоанн II и его сын попали в плен.
В 1369 году новый король Карл V объявил о возобновлении военных действий. В них стали принимать активное участие ополчения городов и крестьянские отряды. Они не придерживались правил рыцарской войны и захваченных врагов, как правило, убивали на месте.
В 1415 г.во Франции высадилась большая английская армия (30 тыс.чел.).Через короткое время в битве при Азенкуре она нанесла страшное поражение французским войскам. В последующие годы армия нового короля Франции Карла VII потерпела поражения в двух крупных сражениях.
В 1429 г.при дворе Карла VII появляется Жанна де Арк. При ее непосредственном участии французам удалось снять осаду с Орлеана, состоялась коронация Карла VII в священном Реймском соборе, предпринята неудачная попытка отбить у англичан Париж. Но в 1430 г. Жанна попадает в плен к тогдашним союзникам англичан бургундцам, а в 1431 г. по приговору церковного суда ее сжигают в Руане.
В 1453 г.французские войска берут крупнейший город Юго-Западной Франции Бордо. В руках англичан остался только город-порт Кале. Столетняя война закончилась победой французской монархии.
Ключевые понятия для решения кейса
Взаимосвязь внутреннего положения и внешней политики государства, легитимность, типы легитимности, массовое сознание, имидж, лидерство, типы лидерства, политическая культура, типы политической культуры.
Возможные формулировки проблемы
1.В силу каких причин французская монархия, проиграв все крупные сражения, тем не менее, выиграла Столетнюю войну?

Урок с открытым финалом(продолжение урока). А что произошло с участниками? Выскажите своё мнение об ответственности человека за свои поступки. Карл VII, Жан граф Дюнуасоратник Жанны, Пьер Кошон, который допрашивал Жанну. Как изменилась во Франции оценка подвига Жанны? В 1920г. папа объявил Жанну святой.
Что сегодня означает фразы «гореть на костре», «взойти на костер»? Дмитрий Донской после Куликовской битвы прожил 9 лет, как сложилась его жизнь? Судьба Наполеона. Судьба Дантеса?

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: