Социализация детей с ОВЗ через создание специальных коррекционно-развивающих и образовательных условий - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 164
  • Скачиваний: 1

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

«Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определенные ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

¾    коммуникативный компонент – овладение языком и речью.

¾   познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

¾   поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.

¾   ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

¾   специальные условия обучения и воспитания;

¾   специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;

¾   выравнивание «стартовых» возможностей ребенка;

¾    оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка;

¾   обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;

¾   создание условий для коммуникации;

¾   мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.

В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:

1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.

2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.

3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности  – комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Таким образом, процесс социализации школьников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Немаловажную роль в социализации играет трудовое воспитание обучающихся, которое  предполагает формирование устойчивого положительного интереса к труду, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

Важнейшие результаты трудового воспитания – внутренняя убежденность обучающихся, воспитанников в том, что труд – основа жизни человека и священная его обязанность.

Конечная  цель трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья достигается решением целого ряда задач:

- использование дидактических положений и построение на их основе системы занятий;

- осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

- исправление недостатков трудовой деятельности учащихся и повышение на этой основе общего уровня ее развития (содержание, методика, организация;

- нравственное, трудовое, и эстетическое воспитание учащихся (чувство долга, ответственности за порученное дело, отзывчивости, уважение к старшим);

- формирование доступных школьникам технологических знаний;

- практическая работа в мастерских;

- формирование профессиональных навыков.

Важным для педагога в процессе социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Немаловажную роль играет урок, где необходимо  грамотно использовать проблемные ситуации, практическо-поисковый метод. Социальное становление обучающегося более ярко видно  на уроках, которые направлены на изготовление или ремонт  предметов которыми они пользуются в школе ежедневно.

На уроках  столярного дела  учащиеся изучают программный материал отрабатывают рабочие приёмы, получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины. Особое место занимают на которых учащиеся выполняют заявки школы по изготовлению различных  столярных изделий,  проводят ремонтные работы школьной мебели. Знания и умения,  полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют в конкурсах и   выставках различных уровней.

Учащиеся изготавливают  полочки, сушилки для ветоши.  забор для  школьного палисадника, лопаты для уборки снега, швабры, разделочные доски, плечики для подарков и т.д. Выполняют ремонтные работы  столов,  дверей и т.д.  Выполняют заявки школы учащиеся как самостоятельно, так и  работая в звене  независимо от класса, работая в бригаде. Это формирует у них коммуникационные компетенции и умения работать самостоятельно.

Опыт работы  показывает, что многие учащиеся   выполняя общественную работу  достигают определенного уровня столярного дела, усваивают  общественные нормы и правила отношений между людьми. Кроме этого такая работа решает важнейшую задачу социализации- это профориентационная работа. Выполняя заявки школы учащиеся получают специальности столяра, плотника, сборщика, ремонтника.

Таким образом, уроки столярного дела формируют   определенный уровень трудовой адаптации учащихся и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения что способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: