В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
«Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определенные ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
¾ коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
¾ познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
¾ поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
¾ ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
¾ специальные условия обучения и воспитания;
¾ специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка;
¾ выравнивание «стартовых» возможностей ребенка;
¾ оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка;
¾ обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
¾ создание условий для коммуникации;
¾ мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности – комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.
Таким образом, процесс социализации школьников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.
Немаловажную роль в социализации играет трудовое воспитание обучающихся, которое предполагает формирование устойчивого положительного интереса к труду, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.
Важнейшие результаты трудового воспитания – внутренняя убежденность обучающихся, воспитанников в том, что труд – основа жизни человека и священная его обязанность.
Конечная цель трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья достигается решением целого ряда задач:
- использование дидактических положений и построение на их основе системы занятий;
- осуществление дифференцированного подхода к учащимся;
- исправление недостатков трудовой деятельности учащихся и повышение на этой основе общего уровня ее развития (содержание, методика, организация;
- нравственное, трудовое, и эстетическое воспитание учащихся (чувство долга, ответственности за порученное дело, отзывчивости, уважение к старшим);
- формирование доступных школьникам технологических знаний;
- практическая работа в мастерских;
- формирование профессиональных навыков.
Важным для педагога в процессе социализации является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Немаловажную роль играет урок, где необходимо грамотно использовать проблемные ситуации, практическо-поисковый метод. Социальное становление обучающегося более ярко видно на уроках, которые направлены на изготовление или ремонт предметов которыми они пользуются в школе ежедневно.
На уроках столярного дела учащиеся изучают программный материал отрабатывают рабочие приёмы, получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины. Особое место занимают на которых учащиеся выполняют заявки школы по изготовлению различных столярных изделий, проводят ремонтные работы школьной мебели. Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют в конкурсах и выставках различных уровней.
Учащиеся изготавливают полочки, сушилки для ветоши. забор для школьного палисадника, лопаты для уборки снега, швабры, разделочные доски, плечики для подарков и т.д. Выполняют ремонтные работы столов, дверей и т.д. Выполняют заявки школы учащиеся как самостоятельно, так и работая в звене независимо от класса, работая в бригаде. Это формирует у них коммуникационные компетенции и умения работать самостоятельно.
Опыт работы показывает, что многие учащиеся выполняя общественную работу достигают определенного уровня столярного дела, усваивают общественные нормы и правила отношений между людьми. Кроме этого такая работа решает важнейшую задачу социализации- это профориентационная работа. Выполняя заявки школы учащиеся получают специальности столяра, плотника, сборщика, ремонтника.
Таким образом, уроки столярного дела формируют определенный уровень трудовой адаптации учащихся и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения что способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.