Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения по оказанию помощи детям в кризисных ситуациях: проблемы насилия в ДОУ, школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 198
  • Скачиваний: 10

Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения по оказанию помощи детям в кризисных ситуациях

(проблемы насилия в ДОУ,  школе)

Здравствуйте уважаемые коллеги!

  На сегодняшней нашей встрече я хотела бы обсудить  с Вами наболевшую тему: «Причины возникновения насилие, виды насилия и какие последствия оно вызывает у детей. А также  «Взаимодействие  специалистов психолого-педагогического сопровождения по оказанию помощи детям в кризисной ситуации».

В повседневной жизни люди почти ежедневно сталкиваются с различными ситуациями насилия, агрессии и жестокости. Этому в немалой степени способствуют средства массовой информации. Дети – наиболее восприимчивая к любым эмоциональным проявлениям часть общества. В то же время они более других беззащитны перед лицом агрессии. Именно поэтому одной из важнейших задач предупреждения насилия в образовательном учреждении является повышение уровня чувствительности к проблеме насилия и жестокости.

Стремление человека к безопасности – одна из жизненно важных потребностей. Если она не будет удовлетворена, ребенок не сможет полноценно учиться и развиваться. Поэтому наряду с обеспечением необходимыми материально-техническими ресурсами в  ДОУ и школе должны быть созданы условия для безопасного пребывания в ней детей.

Переступив порог дошкольного учреждения или школы, ребенок попадает в мир постоянных контактов и отношений – с  воспитателями, учителями, сверстниками, детьми старше и младше себя. Эти взаимоотношения нередко требуют от него гораздо большего напряжения, чем само по себе постижение школьных премудростей.

Дети довольно быстро научаются смотреть друг на друга с точки зрения тех оценочных категорий, которые приписываются им самим и другим детям: хороший ученик – плохой ученик, умный – глупый, сильный – слабый, может за себя постоять – не может дать отпор и т.д. Высвеченные сильные стороны стремятся сиять постоянно и нуждаются в упражнении, демонстрации. Лучший полигон для этого – чья-то слабость. В результате складываются пары детей, в которых один ребенок навязчиво доминирует, отрабатывая свою силу, а другой – пассивно принимает вызов, признавая свою слабость. Один становится обидчиком, а другой – жертвой.

Проблема притеснений начинает беспокоить взрослых, когда они принимают крайние формы, которые дети уже не могут контролировать, когда выплескиваемая на жертву агрессия становится просто опасной. Но эти события не возникают неожиданно. Они имеют свою историю.

Факты школьных притеснений привлекли пристальное внимание ученых еще в начале 30-х годов. Тогда взрослым было рекомендовано не вмешиваться в конфликты между детьми. Считалось, что дети собственными силами должны разрешать возникающие между ними проблемы, тем самым развивая свои социальные навыки. Но невмешательство взрослых на самом деле создает благоприятную почву для утверждения силовых решений конфликтов вместо переговоров или поиска компромиссов.

Современная педагогика предлагает взрослым активно вмешиваться в детские разборки, обсуждать с конфликтующими детьми их действия, желания, потребности, предлагая им искать приемлемые способы самовыражения, достижения своих целей, проявления своих эмоций. В отличие от своих предшественников современные психологи исходят из того, что притесняющее поведение не исчезает с возрастом; во многих случаях оно может перерасти в более выраженные и опасные формы насилия.

Таким образом, мы говорим о проблемах насилия. Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

 В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

  1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
  2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
  3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомленный вид, сонливость, опухшие веки, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения: испытывает жажду или голод, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание к себе других людей, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкая успеваемость, проявляет агрессивность или пассивность, трудности общения.

  1. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.
  2. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Внешний вид: множественные повреждения имеющие специфический характер, отпечатки пальцев, ремня, ожоги, задержка физического развития, признаки плохого ухода.  В психическом состоянии: 1,5- 3г боязнь взрослых, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении от чрезмерной агрессивности до безучастности, 3-6 лет – наличие страхов пассивная реакция на боль, чрезмерная уступчивость, жестокость по отношению к животным. Младший школьный возраст- стремление скрыть причину травм и повреждений, одиночество , отсутствие друзей, боязнь идти домой пошлее школы. Подростки- побеги из дома, суцидальные попытки, асоциальное поведение.

Особо выделяется еще один вид насилия, в которых дети как правило выступают в роли жертв. Это насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Как проявляется то или иное насилие?

  1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
  2. Изоляция - постоянный контроль за тем, ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
  3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
  4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях. Признаками насилия со стороны родителей может быть постоянное сверхкритичное отношении к ребенку; отождествление ребенка с нелюбимым родственником  обвинение в травмах самого ребенка, рассказы о том как их наказывали в детстве, позднее обращение за мед. Помощью.

Социальные причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
  • кризис морали;
  • кризис культуры;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Теперь давайте поговорим о таком социальном явлении как школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре – крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку. Виды эмоционального насилия следующие:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение  удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но обычно, как было сказано выше, для этого выбирают того, кто слабее или чем-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки;
  • особенности поведения;
  • особенности внешности;
  • плохие социальные навыки;
  • страх перед школой;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
  • болезни;
  • низкий интеллект и трудности в обучении.

Многие ученые, отвечая на вопрос «Кто чаще всего становится обидчиком в школе?», уделяют внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим формирование у ребенка насильственных черт личности. Так, по мнению специалистов, больший риск к использованию насилия обнаруживают дети, которые происходят из следующих семей:

  1. Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
  2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
  3. Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутреннее подавляемые гнев и страх.
  4. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией.
  5. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявлений агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Школьному насилию способствуют:

  • анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений;
  • плохой микроклимат в педагогическом коллективе;
  • равнодушное и безучастное отношение к детским разборкам.

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные притеснения сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. В дальнейшем такой ребенок может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения суицидальных мыслей.

Однако, общество не стоит на месте, оно развивается и движется в сторону все более глубокого утверждения в сознании людей определенных норм, ориентированных на справедливость, сотрудничество и уважение к личности менее сильной. Общество создает условия для оказания ей необходимой поддержки. Сильный по всем человеческим законам должен защитить слабого. Для развитого, цивилизованного общества непозволительность какого-либо унижения личности – норма, и многие считают своим долгом и достоинством служить этим принципам. Эти взрослые законы, не только нравственные, но и правовые, должны прорасти и устояться в школьном сообществе. Для этого и учителя и ученики должны постоянно находиться в атмосфере осознанного и ответственного отношения к своим действиям и действиям других.

В современной педагогике и психологии пока нет универсальных программ, направленных на регуляцию противоречивых отношений обидчиков и жертв. Тем не менее есть ряд программ, позволяющих изменить существующую атмосферу школьной жизни, опираясь на безусловное неприятие агрессии в любой ее форме. Главную свою задачу педагоги и психологи видят в изменении сознания учителей и учеников. Первый шаг на этом пути: каждая школа должна признать, что проблема притеснений существует, и администрация и коллектив учителей намерены постоянно контролировать и пресекать жестокие отношения между участниками образовательного процесса. Лозунгом каждой школы должно стать утверждение: «Уважай себя и других». Сотрудникам школы необходимо проводить регулярно анонимные опросы учеников, чтобы знать реальную ситуацию в школе. И жертвы и обидчики должны иметь возможность получить профессиональную психолого-педагогическую помощь, направленную на укрепление личности жертвы и на выработку социально приемлемых способов достижения своих целей у обидчиков.

Можно выделить следующие возможные направления деятельности по уменьшению насилия в образовательном учреждении:

  • Стремление к академической успешности каждого ребенка. Практика показывает, что успешные дети реже принимают участие в насильственных актах.
  • Вовлечение родителей в решение трудных проблем. Дети, родители которых принимают участие в решении их проблем, реже оказываются в антисоциальных ситуациях. Кроме того, двери ОУ должны быть открыты для родителей, чаще имеющих возможность найти радостный повод для ее посещения.
  • Тесная связь с местной властью. Постоянная работа с комиссией по делам несовершеннолетних, местной милицией существенно уменьшает риск насилия в школе и вокруг нее. Местная власть должна почувствовать «корпоративный дух» ненасилия, который создается в ОУ персоналом и учениками.
  • Позитивные отношения между детьми и персоналом ОУ. Исследования психологов показывают, что открытое обсуждение проблем между учителями и учениками, а также возможность свободно обратиться к учителю за помощью и получить ее являются важнейшими факторами снижения насилия в школе. Учитель нередко оказывается единственным защитником детей, слабых в физическом и интеллектуальном отношении. Напротив, унижение учителем в присутствии класса достоинства ученика становится сигналом всему классу для его травли.
  • Открытое обсуждение проблем. Необходимо открыто обсуждать проблемы школьных притеснений с разных точек зрения. В школе ученики должны знать об ответственности за свои поступки, а также научиться способам поведения в опасных и конфликтных ситуациях.
  • Обучение школьников принципам равенства. Специфика работы учителя «в школе без насилия» заключается в том, чтобы, с одной стороны, последовательно демонстрировать свою независимую позицию по отношению к «сильным» (нации, личности, полу), а с другой стороны, поддерживать тех учеников, которые могут быть несправедливо унижены.
  • Создание для учеников возможности поделиться своей тревогой. Школа должна создать стратегию, при которой ученик без последствий может сообщить о своих волнениях, и предотвратить опасную ситуацию. Такая стратегия требует высокой степени доверия между взрослыми и детьми.
  • Создание системы обращения для учащегося, который был подвергнут насилию или издевательству. Должна быть разработана четкая система действий персонала школы, известная и понятная всем учащимся, в случае подозрения, что ученик подвергся насилию или издевательству.
  • Стимулирование творчества учащихся в преодолении насилия. Легенда «школы без насилия» может способствовать формированию чувства собственного достоинства. Создание школьниками и учителями правил, затрудняющих насильственные действия, может уменьшить количество «привычных» агрессивных ситуаций.
  • Идентификация проблем и оценка успехов в их решении. Школа должна открыто и объективно оценивать факторы, потенциально опасные для школьников и персонала, а также обстоятельства, которые приводят к насилию.

 Одним из вариантов работы по предупреждению насилия в школе может стать проект «Школа без насилия» (см. журнал «Воспитание школьников» №№7,9,10, 2005г.). Смысл проекта по предупреждению насилия состоит в разработке и внедрении комплекса мероприятий, действий и процедур, направленных на обеспечение прав и свобод учащихся и персонала школы.

Любой проект состоит из пяти тесно взаимосвязанных процессов: инициирования, планирования, исполнения, контроля, завершения.

Процессы инициирования начинаются с осознания необходимости реализации определенного проекта или его частей и соответственного вовлечения ресурсов в их выполнение.

Процессы планирования направлены на создание и поддержание работоспособной схемы достижения деловой цели, ради которой был принят проект.

Процессы исполнения – главным образом координация людских и других ресурсов для выполнения плана.

Процессы контроля заключаются в проверке достижения поставленных целей путем отслеживания и измерения прогресса и осуществлении при необходимости корректирующих действий.

Процессы завершения – подведение итогов и оценка результатов.

Еще один способ решения вопросов предупреждения насилия в школе – создание антикризисных бригад (см. газету «Школьный психолог». – 2005. - №16). Опыт таких стран, как США, Канада, Израиль, Франция, показывает, что в каждом образовательном учреждении необходимо иметь четкий план действий в кризисных ситуациях. С целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях нужно создавать школьные антикризисные бригады. В состав таких бригад, как правило, входят психологи, педагоги, старшеклассники и родители обучающихся. Эффективность работы антикризисной бригады зависит от четкости и слаженности действий всех ее членов. С этой целью с членами антикризисной бригады регулярно проводятся тренинги и учения. Участники этого подразделения должны иметь представления о естественных реакциях на стрессовую ситуацию, обеспечивать первую помощь (психологическую, социальную, медицинскую), уметь проводить индивидуальное и групповое консультирование, заниматься контролем слухов, планировать и проводить работу с последствиями кризисной ситуации.

Важно, чтобы работа антикризисной команды проводилась при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действиях в чрезвычайных ситуациях.

Члены антикризисной бригады должны владеть психологическими способами и приемами управления своим психологическим состоянием, снимать нервно-психическое напряжение. Этим приемам члены команды должны обучать и своих сверстников, а также учить их методам психологической саморегуляции и минимизировать воздействие различных стрессогенных факторов.

Необходимо помнить, что кризисные ситуации часто можно предотвратить, создав здоровую атмосферу в образовательном сообществе, вовлекая учащихся в творческую, продуктивную деятельность, что является незаменимым средством по предотвращению насилия в школе – одной из наиболее актуальных проблем в образовательной среде во многих странах мира.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: