Резервы в бухгалтерском учете
Резервы (от англ. reserves) – источник средств, предназначенный на покрытие будущих обязательств и потерь.
В соответствии с п.72 приказа Минфина России от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации» в бухгалтерском учете для целей равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать следующие виды резервов:
¾ на предстоящую выплату отпусков работников;
¾ на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
¾ на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
¾ на ремонт основных средств;
¾ на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
¾ на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката.
В учетной политике организации прописан перечень создаваемых резервов, порядок их создания, также предельный размер отчислений в резервы.
Обычно, величина создаваемого резерва определяется организацией самостоятельно в расчете на год, резерв начисляется ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы.
Для образования резервов предстоящих расходов организация составляет смету, в котором она рассчитывает размер ежемесячных отчислений, составленный по сведениям о предполагаемой годовой сумме затрат.
В соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-экономической деятельности организации и инструкции по применению» предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов».
Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» со счетами учета расходов на продажу (44 «Расходы на продажу»), с затратами на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»).
В дебет счета 96 относятся фактические расходы, на который был ранее создан резерв и взаимодействует со счетами:
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы оплаты труда работниками за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - если для проведения ремонта основных средств;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму ЕСН, начисленную по указанному вознаграждению;
23 «Вспомогательное производство» - на стоимость основных средств, произведенного подразделением организации.
Следует отметить, что создание резервов является правом организации, а не обязанностью, т. е. создавать и не создавать резервы предстоящих расходов организация решает сама.
Таким образом, на основании выше сказанного, можно сделать итог, что создание резервов осуществляется в добровольном порядке, решение о формировании резервов должно быть закреплено в приказе об учетной политике. Любой резерв создается на один отчетный год, т. е. резервы предстоящих расходов не имеют остатков на конец отчетного года, за исключением тех резервов, по которым такие остатки допускаются.