Аннотация. В данной статье раскрывается основы управления воспитательной системы школы организации, компоненты воспитания, функции управления в условиях укрупнения образовательной организации.
Ключевые слова: воспитательная система, управление, структура воспитания, компоненты системы, образовательная организация
Современный этап развития образования характеризуется системной модернизацией, переходом к инновационной стратегии развития, что предполагает реализацию идеи воспитательной направленности образовательного процесса. В современном государстве развитие воспитания в системе образования в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных организаций. Социальный заказ государства на воспитание человека современного образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в важных документах – Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской федерации, Приоритетном государственном национальном проекте, послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.
Создание образовательных комплексов является одним из актуальных на сегодняшний день направлений развития современного образования. Объединение нескольких образовательных организаций ₋ это только часть взаимодействия воспитательной системы школы и процесса модернизации современного образования.
При укрупнении образовательной организации происходит смена воспитательных подходов. Однако, Законом РФ «Об образовании» определена важность гуманистического воспитания. Каждая школа (структурное подразделение) имеет свою собственную воспитательную систему со своими концепциями, задачами. Поэтому в организации воспитательной работы возникает двойственность: каждое из структурного подразделения имеет разноплановые цели, задачи и методы для воспитания подрастающего поколения.
Модернизация системы образования в России XXI ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманиторизации. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку воспитания. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа в широком понимании этого слова и общество. Для реализации данных принципов необходимо использовать системный подход в воспитательной системе школы. [3. С. 185]
При создании и построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личностей (учащегося, учителя, родителя), а это содействует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений в школе и за ее пределами.
Воспитательная система образовательной организации – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию учащихся.
Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. Они не только сами продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы, но и сплачивали вокруг себя широкий круг научных и практических работников из различных регионов России.
К числу основных компонентов системы воспитания можно отнести:
- индивидуально-групповой;
- ценносто-ориентированный;
- функционально-деятельностный;
- диагностико-результативный;
- отношенческо-коммуникативный
Структура воспитательной системы школы состоит из:
1. Теоретическая концепция (совокупность педагогических идей), для реализации которой создается воспитательная система
2. Содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы
3. Субъекты деятельности как ее участники и организаторы
4. Развитые формы общения и гуманистические отношения
5. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами
6. Управление системой, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также eё развитие. [1. С. 21]
Управленческая деятельность строится в соответствии с функциями управления, которые в своей совокупности отражают специфику управленческого труда, его содержание, упорядоченность и системную целостность. Это информационно-аналитическая деятельность, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-корреляционная. Указанные виды управленческой деятельности осуществляются на каждом этапе становления и развития воспитательной системы:
- Становление воспитательной системы;
- Отработка системы;
- Окончательное оформление системы;
- Обновление, перестройка системы; [3. С. 138]
Также необходимо учитывать, что процесс управления воспитательной системы при укрупнении образовательной организации затрагивает и изменяет почти всю деятельность учебного заведения. Поэтому значительные модификации претерпевают не только «Воспитательная работа в школе», но и другие важнейшие разделы плана. В некоторых образовательных организациях полностью меняется структура плана – его основными частями становятся направления создания воспитательной системы школы. Одновременно изменяются планы работы классных руководителей, руководителей кружков, секции и др.
Эффективность управления процессом воспитательной системы возрастет, если субъекты управления своевременно получают информацию об этом процессе и вносят в него необходимые коррективы. Речь идет о контрольно-аналитической работе, которая в такой ситуации претерпевает существенные изменения:
− строится на основе системного подхода;
− находится в тесной взаимосвязи с целями, задачами и направлениями построения воспитательной системы;
− изменяются содержательные и организационные аспекты педагогического анализа и контроля, которые наполняются научно обоснованными элементами изучения эффективности учебно-воспитательного процесса;
− создается система мониторинга развития личности ребенка, позволяющая получать более полную и объективную информацию о состоянии и результативности педагогического процесса;
− контрольно-аналитическая деятельность освобождается от излишнего администрирования и приобретает научно-методических характер. [4. С. 63]
Такие тенденции характерны для большинства образовательных организаций, в которых существенно изменяется воспитательная система школы (например, в случае объединения образовательных учреждений). Однако специфика учреждения, его коллектива и условий жизнедеятельности определяют особенности процесса построения воспитательной системы в каждом конкретном случае.
Библиографический список
- Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решение/ Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. С.20-22
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пособие / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос, 2000. 256 с
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 224 с.
- Степанов Е.Н. Развитие школы как воспитательной системы: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2009. 238 с