Создание творческой среды для развития одаренности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 147
  • Скачиваний: 17

Создание творческой среды для развития одаренности.

Эпиграфом моего выступления могут служить слова педагога-новатора Игоря Павловича Волкова "Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться... сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей".

Существует прекрасная, на мой взгляд, притча о появлении на Земле талантливых людей.

В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в нее Отец Небесный, на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: "Подарю я это чудесный нектар людям!"

Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождем. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одаренными, имеют  различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.

Что такое одаренность? Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе, как синонимы, но многие исследователи утверждают, что одаренные это те, которые имеют высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а талантливые - те, у которых имеется творческий элемент и доминируют природные качества. Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психо-физиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

С какими видами одаренности у ребенка мы имеем дело:

- общей одаренностью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности ( или общие познавательные способности);

- специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

В какой форме проявляется его одаренность:

- явной - можно увидеть в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы "сама по себе", достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;

- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребенка ошибочно могут отнести к числу "неперспективных". Нередко в "гадком утенке" никто не видит будущего "прекрасного лебедя".

Суммируя все сказанное, нарисуем портрет одаренного ребенка:

1. Внимательный, собранный, постоянно готовый к напряженной работе.

2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

3. Особенности мышления: быстрота мыслительного процесса, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

Немаловажную роль в работе с одаренными детьми на первичном этапе играет диагностика способностей ребенка. А. Хааном и Г. Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности. Утверждения, по которым оценивается ребенок , можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях.

Ребенок имеет высокий уровень хуждожественно-изобразительных способностей или одарен, если он:

- не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства;

- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

- не стесняется высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Ярким примером художественно одаренного ребенка может служить герой притчи Александры Лопатиной:

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.

- Ах, негодник! - раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску и петух стал настоящим красавцем.

- Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.

Мальчик умел рисовать красивые картинки, а отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.

Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.

- Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.

- Как красиво! - ахнули родители.

- Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах? - сердито объяснил сапожник и ушел.

Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.

За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.

Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:

- Кто нарисовал этого чудесного петуха?

Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:

- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?

- Больше всего на свете хочу! - закричал мальчик.

- Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, что он ни к чему не способен, - жаловалась мать.

- Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом  говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. "Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии". "Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания".

И действительно, если ежедневно в течение 10 лет смотреть на картины, но не рисовать, то, имея и выдающиеся природные данные, сможем ли мы стать художниками через 10 лет? Конечно нет.

Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к кому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

Полагаю, что ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого "чего-то" не знает, то, как он "этому" может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.

Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения:

- принцип индивидуализации и  дифференциации обучения;

- принцип опережающего обучения;

- принцип развивающего обучения; принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип креативности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Успешности  обучения одаренного ребенка способствует создание в образовательном заведении развивающей творческой среды, которая включает в себя в первую очередь образовательную среду - это разработка и внедрение рабочих, экспериментальных авторских программ, это использование в образовательном процессе инновационных технологий (презентации, видеофильмы, проектная деятельность и т. д.)

Немаловажную роль играет творческая среда, которая подразумевает участие ребят в выставках, конкурсах, посещение экскурсий, прогулка по виртуальным музеям мира (программа гугл-арт проект).

Коммуникативная среда образовательного учреждения включает в себя дружеские  взаимоотношения со сверстниками, взаимопонимание и творческий союз с педагогом.

Комфортность на уроке увеличивается за счет:

- учета возрастных особенностей  и художественных способностей учащихся;

- создания творческой среды;

- создания ситуаций успеха;

- использования на занятии коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.);

- использовании на занятии установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

- установления связей урока с другими видами искусства.

Для создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми, огромную роль играет гуманистическая направленность педагога, которая проявляется, прежде всего, в отношении педагога к ребенку, как к главной цели педагогического процесса, как к равноправному партнеру по учебно-воспитательной деятельности; в доверительном, дилогическом общении с учениками; в уважительном отношении к их жизненному опыту, их мировоззренческих установках.

Личные качества педагога включают в себя:

- эмпатию (позитивное отношение к учащемуся);

- понимание, сопереживание;

- искренность (конгруэнтность).

Очень важно сформировать благоприятный эмоциональный климат на занятиях изобразительной деятельностью. Для этого необходимо:

1. Установить с учащимися партнерские взаимоотношения.

Очень важно на уроках создавать условия , благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Диалог и индивидуальный подход - вот основа воспитания и обучения одаренного ребенка.

2. Вызов чувств сопереживания, эмпатии у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.

Уроки искусства бессмысленны без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова , музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Из опыта работы я могу сделать вывод, что чередование индивидуальной и коллективной деятельности, использование музыкального сопровождения, виртуальных прогулок по музеям мира, экспериментам с художественными материалами, способствуют тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать.

3. Познание собственных возможностей, мотивация одаренных детей на успех.

Очень важно на занятиях использовать наглядный и демонстрационный материал. Перед глазами учащегося должны быть таблицы и плакаты с образцами выполнения заданий, например плакат с изображением пропорций человека, способы тональной градации, построение линейной перспективы. В кабинете целесообразно разместить тематическую выставку работ учащихся, репродукции великих художников. На занятиях изобразительной деятельности и на уроках истории искусств я использую инструкционные карты, памятки,алгоритмя выполнения заданий, тестовые задания, презентации.

4. Представление возможности учащимся проявлять инициатив на разных дисциплинах изобразительной деятельности и истории искусства.

Многовариативность выполнения заданий на занятиях просто необходима. Ребенок может сам выбрать технику, художественный материал, способ, которым может быть выполнено задание.

5. Стимулирование самостоятельности обучающихся в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.

Поиск дополнительной информации, составление творческих проектов, защита презентаций. При этом в помощь учащимся я предлагаю список литературы, книги о творчестве художников, обзор Интернет-ресурсов.

6. Оценка положительных результатов и достижений учащихся.

Раз в полгода проходит торжественное награждение дипломами победителей конкурсов районного, областного, всероссийского и международного уровня. Ребят поздравляют преподаватели и учащиеся. Такие мероприятия очередной раз стимулируют учащихся на успех.

При организации благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей можно использовать:

- Консультативную помощь для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

- Информирование обучающихся о новейших достижениях в культуре и искусстве;

- Знакомство обучающихся с новинками литературы;

- Привлечение творческих учителей, работников культуры, художников для общения с детьми;

- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников;

- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения;

- Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме защиты презентации;

- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создания стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Таким образом, грамотно и умело продуманная педагогом организация творческой среды, безусловно, имеет огромное значение в работе с одаренными детьми.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: