Создание творческой среды для развития одаренности.
Эпиграфом моего выступления могут служить слова педагога-новатора Игоря Павловича Волкова "Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться... сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому мы стремимся в меру своих сил и способностей".
Существует прекрасная, на мой взгляд, притча о появлении на Земле талантливых людей.
В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в нее Отец Небесный, на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: "Подарю я это чудесный нектар людям!"
Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождем. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одаренными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.
Что такое одаренность? Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе, как синонимы, но многие исследователи утверждают, что одаренные это те, которые имеют высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а талантливые - те, у которых имеется творческий элемент и доминируют природные качества. Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психо-физиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.
С какими видами одаренности у ребенка мы имеем дело:
- общей одаренностью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности ( или общие познавательные способности);
- специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
В какой форме проявляется его одаренность:
- явной - можно увидеть в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы "сама по себе", достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребенка ошибочно могут отнести к числу "неперспективных". Нередко в "гадком утенке" никто не видит будущего "прекрасного лебедя".
Суммируя все сказанное, нарисуем портрет одаренного ребенка:
1. Внимательный, собранный, постоянно готовый к напряженной работе.
2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.
3. Особенности мышления: быстрота мыслительного процесса, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.
4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.
Немаловажную роль в работе с одаренными детьми на первичном этапе играет диагностика способностей ребенка. А. Хааном и Г. Каффом была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности. Утверждения, по которым оценивается ребенок , можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях.
Ребенок имеет высокий уровень хуждожественно-изобразительных способностей или одарен, если он:
- не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не стесняется высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Ярким примером художественно одаренного ребенка может служить герой притчи Александры Лопатиной:
Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.
- Ах, негодник! - раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску и петух стал настоящим красавцем.
- Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.
Мальчик умел рисовать красивые картинки, а отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.
Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.
- Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.
- Как красиво! - ахнули родители.
- Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах? - сердито объяснил сапожник и ушел.
Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.
За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.
Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:
- Кто нарисовал этого чудесного петуха?
Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:
- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?
- Больше всего на свете хочу! - закричал мальчик.
- Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, что он ни к чему не способен, - жаловалась мать.
- Огонь в бумагу не завернешь, - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.
Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. "Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии". "Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания".
И действительно, если ежедневно в течение 10 лет смотреть на картины, но не рисовать, то, имея и выдающиеся природные данные, сможем ли мы стать художниками через 10 лет? Конечно нет.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к кому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Полагаю, что ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого "чего-то" не знает, то, как он "этому" может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип развивающего обучения; принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип креативности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Успешности обучения одаренного ребенка способствует создание в образовательном заведении развивающей творческой среды, которая включает в себя в первую очередь образовательную среду - это разработка и внедрение рабочих, экспериментальных авторских программ, это использование в образовательном процессе инновационных технологий (презентации, видеофильмы, проектная деятельность и т. д.)
Немаловажную роль играет творческая среда, которая подразумевает участие ребят в выставках, конкурсах, посещение экскурсий, прогулка по виртуальным музеям мира (программа гугл-арт проект).
Коммуникативная среда образовательного учреждения включает в себя дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопонимание и творческий союз с педагогом.
Комфортность на уроке увеличивается за счет:
- учета возрастных особенностей и художественных способностей учащихся;
- создания творческой среды;
- создания ситуаций успеха;
- использования на занятии коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.);
- использовании на занятии установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;
- установления связей урока с другими видами искусства.
Для создания благоприятной среды в работе с одаренными детьми, огромную роль играет гуманистическая направленность педагога, которая проявляется, прежде всего, в отношении педагога к ребенку, как к главной цели педагогического процесса, как к равноправному партнеру по учебно-воспитательной деятельности; в доверительном, дилогическом общении с учениками; в уважительном отношении к их жизненному опыту, их мировоззренческих установках.
Личные качества педагога включают в себя:
- эмпатию (позитивное отношение к учащемуся);
- понимание, сопереживание;
- искренность (конгруэнтность).
Очень важно сформировать благоприятный эмоциональный климат на занятиях изобразительной деятельностью. Для этого необходимо:
1. Установить с учащимися партнерские взаимоотношения.
Очень важно на уроках создавать условия , благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Диалог и индивидуальный подход - вот основа воспитания и обучения одаренного ребенка.
2. Вызов чувств сопереживания, эмпатии у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.
Уроки искусства бессмысленны без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова , музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Из опыта работы я могу сделать вывод, что чередование индивидуальной и коллективной деятельности, использование музыкального сопровождения, виртуальных прогулок по музеям мира, экспериментам с художественными материалами, способствуют тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать.
3. Познание собственных возможностей, мотивация одаренных детей на успех.
Очень важно на занятиях использовать наглядный и демонстрационный материал. Перед глазами учащегося должны быть таблицы и плакаты с образцами выполнения заданий, например плакат с изображением пропорций человека, способы тональной градации, построение линейной перспективы. В кабинете целесообразно разместить тематическую выставку работ учащихся, репродукции великих художников. На занятиях изобразительной деятельности и на уроках истории искусств я использую инструкционные карты, памятки,алгоритмя выполнения заданий, тестовые задания, презентации.
4. Представление возможности учащимся проявлять инициатив на разных дисциплинах изобразительной деятельности и истории искусства.
Многовариативность выполнения заданий на занятиях просто необходима. Ребенок может сам выбрать технику, художественный материал, способ, которым может быть выполнено задание.
5. Стимулирование самостоятельности обучающихся в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.
Поиск дополнительной информации, составление творческих проектов, защита презентаций. При этом в помощь учащимся я предлагаю список литературы, книги о творчестве художников, обзор Интернет-ресурсов.
6. Оценка положительных результатов и достижений учащихся.
Раз в полгода проходит торжественное награждение дипломами победителей конкурсов районного, областного, всероссийского и международного уровня. Ребят поздравляют преподаватели и учащиеся. Такие мероприятия очередной раз стимулируют учащихся на успех.
При организации благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей можно использовать:
- Консультативную помощь для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
- Информирование обучающихся о новейших достижениях в культуре и искусстве;
- Знакомство обучающихся с новинками литературы;
- Привлечение творческих учителей, работников культуры, художников для общения с детьми;
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников;
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения;
- Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме защиты презентации;
- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создания стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Таким образом, грамотно и умело продуманная педагогом организация творческой среды, безусловно, имеет огромное значение в работе с одаренными детьми.