Практические аспекты здорового образа жизни. Профилактика заболеваний школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 58
  • Скачиваний: 12

В подростковом возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Полностью не сформирован череп. Очень чувствителен позвоночник. Эти особенности требуют особого внимания педагогов к подбору игр и физических упражнений, которые должны быть направлены на формирование правильной осанки, укрепление « мышечного корсета», мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног.

Правила личной гигиены

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Однако, чтобы они стали привычкой, необходимо обучать и закреплять их ежедневно, не только дома, но и в школе. А чтобы правила легче запоминались, мы их изучали в игровой форме. Неоднократно проводились праздники здоровья. Например: « Праздник чистоты», « К нам приехал Мойдодыр»,

Правильное дыхание

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Поэтому ежедневно в качестве физкультминуток необходимо использовать дыхательную гимнастику. Очень полезны для дыхательных упражнений скороговорки.

Закаливание

Следующее эффективное средство для профилактики заболеваний – это закаливание. Однако при закаливании необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, наличие необходимых приспособлений, а также климатические условия. Основными средствами закаливания являются вода. Воздух и солнце. Поэтому, исходя из имеющихся возможностей наши мероприятия сводились к прогулкам на свежем воздухе, поддержании оптимальной температуры в помещении. Особенно детям нравятся зимние прогулки на лыжах и санках.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Профилактика нарушений осанки

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Возникновению нарушений способствуют перегрузка ребёнка, неправильное сидение за партой, несоответствие мебели росту ребёнка. Поэтому особое внимание надо уделять посадке детей, подбору мебели. Обязательно 4 раза в год менять детей рядами. Что во-первых исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища, относительно доски, а во- вторых, создает более равномерные условия освещения.

Профилактика плоскостопия

Плоскостопие довольно частое заболевание опорно-двигательного аппарата детей и подростков, вызывающее жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе. Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, необходимо применять профилактические упражнения, например, ходьба на носочках, на пятках, на внешних и внутренних краях стоп. Очень полезна ходьба босиком, поэтому в летнее время надо чаще ходить босиком.

Профилактика близорукости

Учебный труд подростков связан с усиленной работой зрительного аппарата. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома. Очень важно четко соблюдать рекомендации медиков по профилактике близорукости, а именно организации рабочего места, правилам чтения и письма, освещению, занятию спортом. Необходимо использовать игры и упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица.

Профилактика повреждений и травм у школьников-подростков

Травматизм у школьников явление несовместимое с оздоровительными целями педагогики здоровьесбережения. Во избежание травматизма важно правильно организовать не только учебные занятия, но и перемены.

В целях предупреждения ДТП надо знакомить детей с правилами ДД на классных часах, общешкольных мероприятиях, привлекать работников ГИБДД.

Большое внимание необходимо уделять обучению оказания первой помощи при при ожогах, укусах, отравлениях, солнечных и тепловых ударах.

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Поэтому урок должен быть валеологически обоснованным, построенным с учетом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. Это:

  • уроки-игры.
  • Уроки-дискуссии
  • Уроки-соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения уч-ся
  • Уроки творчества
  • Уроки-конкурсы
  • Уроки-аукционы
  • Уроки-фантазии
  • Уроки-концерты
  • Уроки-экскурсии и др.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: