Развитие универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках русского языка как необходимое условие всестороннего развития личности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 61
  • Скачиваний: 10

Современный, быстро меняющийся мир ставит  все более сложные вопросы. Чтобы их решить, нужно обновление, а главное – необходимо подготовить человека, который сможет принять самостоятельные решения в любой ситуации. Поэтому приоритетное направление ФГОС нового поколения в образовании - реализация развивающего потенциала, подготовка личности к самопознанию и саморазвитию. Современная школа должна дать ребенку не просто набор знаний, а помочь  овладеть способностью самому добывать их, то есть научить «умению учиться».

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года сказано: «Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». Важнейшей составляющей при этом является развитие в школе универсальных учебных действий, которые впоследствии будут основой для дальнейшего развития, дадут возможность осваивать не только новый научный, но и социальный опыт, так как, согласно ФГОС, УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

У современных школьников наиболее ярко выражено ощущение значимости своего «Я» в мире и обществе. Их свободное и независимое поведение, конфликтность, разрушение моральных норм  пагубно сказывается на социуме. Развитие УУД призвано сформировать человека более целеустремленного, дисциплинированного, компетентного в разных областях,  имеющего незыблемые нравственные устои.

Наиболее благоприятны для этого уроки русского языка и литературы, так как они реализуют «целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся; носят надпредметный и метапредметный характер». Благодаря русскому языку происходит развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьника (письмо, чтение, аудирование, говорение), литература же формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения,  определяет национальное самосознание.

 Возрастает роль учителя (более тщательными должны быть его подготовка к уроку, а также  отбор заданий, которые бы требовали не механического зазубривания, а включение активного мыслительного процесса), потому что на уроке ученик не получает готовых знаний, а добывает их в процессе занятия, что способствует обращению к «Я» ребенка, его интересам, поискам, целям. Через задания, структуру урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Они сами выбирают нужный темп, средства, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Сотрудничество (а не назидание) учителя с учеником, атмосфера доверия, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к жизненному опыту учащихся, метапредметные связи позволяют создать на уроке творческий процесс, который способствует развитию личности.

 Комплексному обучению языку и речи учащихся служит чтение и анализ текста как центральной единицы обучения. Постановка учебного задания, организация поиска, включение ученика в работу, рефлексия – составляющие нового урока. Крайне важна роль применяемых УУД.

  Например, на уроке русского языка при обобщении темы «Сложное предложение» в 9 классе можно предложить текст К. Г. Паустовского «Ильинский омут»( прочитать который дети должны были дома). Применяя различные УУД, учащиеся анализируют  текст, размышляют над проблемными вопросами:

 - Почему так назван текст? Что запомнилось? Что взволновало?

 - Какова нравственная проблема, поставленная в тексте?

 - Какую форму избирает автор для воплощения этой проблемы? (доверительная беседа)

 - Почему именно эту форму? О чем повествует автор?

 -  Как вы понимаете фразу «Родная природа – наша национальная духовная ценность»?

Расскажите о ваших личных впечатлениях, связанных с этой фразой.

 - Какую роль выполняют ассоциации? (композиционную; позволяет рассуждать о любви к родине, без которой «человеку никак нельзя жить, как нельзя жить без сердца»)

 - Какими изобразительными средствами автор выражает главную мысль?

Работая в парах, учащиеся заполняют таблицу:

         

эпитеты

благостный, неотразимый, ошеломляющий, торжественный, священный

метафоры

царство ив и ракит, бурлящий водопад листвы, волны овса и ржи

сравнения

поблескивали медью хлеба, как литое темное золото

              

 Групповая работа по карточкам также развивает УУД учащихся. В ходе практической деятельности происходит повторение и обобщение изученного материала.

 Чтобы выполнить задание, учащиеся объединяют усилия, советуются, объясняют правильность своего выбора. Такая работа позволяет задействовать каждого ученика, побуждает их рассуждать, доказывать свою точку зрения. У тех, кто слабее, появляется возможность вникнуть в логику рассуждения товарищей, освоить ее, в конечном итоге, усвоить материал.

Предлагаются следующие задания для разных групп учеников:

 1 группа: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, найти СПП, рассказать о них, составить схемы.

2 группа: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, найти БСП, рассказать о них, составить схемы.

3 группа: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, найти БСП, рассказать о них, составить схемы.

4 группа: переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, найти предложения с прямой речью, рассказать о них, составить схемы.

Индивидуальное задание : дать толкование подчеркнутых ключевых слов

______________________________________________________________________________

Карточка №1

Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много… Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - вплоть до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

Карточка № 2

Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И это очень жаль, потому что ничто так не идет к русскому пейзажу, как эти мельницы. Так же как русской крестьянской девушке очень идет цветистая шелковая шаль. От нее глаза становятся темней, губы – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно.

Карточка №3

Мы не любим пафоса, очевидно, потому, что не умеем его выражать. Величие событий накладывает, конечно, свой отблеск на пейзаж. На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы…То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут. Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой.

Карточка №4

Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда – нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем…А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где – нибудь над Парижем». И все сбылось. Действительно, самолет шел над Тирренским морем. В бездонной синеве и глубине появились желтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха.

______________________________________________________________________________

Учащиеся делают выводы: размышления о нравственной и целительной силе родной природы (важной для русского человека теме) во многом предопределили своеобразие синтаксического строя авторского повествования (используются сложные предложения, вводные слова, ряды однородных членов, распространенные предложения, осложненные предложения)

Работа учащихся с Толковым словарем вызовет интерес не только к отдельному слову, но и к языку в целом. Поддерживая пробудившийся интерес, учитель может порекомендовать учащимся прочитать такие книги, как «В мире слов» Л. И. Головиной, «Живой как жизнь» К. Чуковского и другие. В результате практической деятельности происходит развитие  познавательных, регулятивных, коммуникативных видов учебной деятельности, а также самоопределение ребенка. УУД помогают школьникам овладевать эмоциональной стороной речи, чувствовать себя творческой личностью, видеть нравственную силу родного слова, что особенно важно в современных условиях потери нравственных ориентиров.

Рефлексия поможет детям проанализировать свой путь познания  и выразить впечатления от урока.

После этого ребята с удовольствием напишут  творческую работу – эссе о своих размышлениях на тему: «Родная природа – наша национальная духовная ценность»

Итак, используя на уроке при работе с текстом различные УУД, учитель сможет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, более полно раскрыть возможности учащихся, сформировать интерес к уроку, совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность детей, развивать коммуникативные навыки, а также выстроить личностные ориентиры юного человека.

Использованная литература:

  1. Баранов М. Т., Т. А. Костяева. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка – БелГу, 2007
  2. Паустовский К. Г. Призвание к труду – Вопросы литературы, 1961, №1.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
  4. Русский язык. Учебник для 9 класса. Тростенцова – М., Просвещение, 2015
  5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения. – М., Баласс, 2012

        

             

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: