Сущность педагогического процесса состоит в целенаправленной и организованной подчиняющейся определённым закономерностям совместной деятельности педагога и учащихся, в ходе которой решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока. Основными задачами, как принято в массовых школах, считаются образовательные. В коррекционных школах процесс познания имеет специфические черты, обусловленные особенностями развития обучающихся.
Устная речь с самого начала формируется как средство общения с окружающими. В процессе общения у них возникает проблема в выборе и правильности употребления слов и их грамматических форм. Отсутствие слуха побуждает педагога проводить специальную работу по обучению восприятия устной речи и развитию навыков произношения. Определяя задачи обучения глухих произношению, прежде всего следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая одной стороной обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой владения языком, выполняет роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной.