Роль педагога в развитии самостоятельности учащихся начальных классов.
Профессионально – педагогическая деятельность учителя требует существенных изменений в условиях динамично развивающегося мира. Для улучшения качества образования, необходимо переосмыслить формы учебного процесса, учитывая индивидуальные способности учащихся.
Процесс обучения включает в себя совокупность педагогических технологий. С данными технологиями в виде 7 модулей мы познакомились на курсах по программе III уровня. Программа помогла нам понять, что в процессе обучения учителю необходимо содействовать развитию у учащихся следующих компетенций: понимания как происходит обучение, осознания необходимости самообучения на протяжении жизни, определения своих возможностей и способов их использования.
Организация самостоятельной работы – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Рассматривая вопрос формирования у школьников самостоятельности, необходимо остановиться на двух связанных между собой задачах. Первая заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение ; вторая – в том. Чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и на практике.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности.
Ребенок, в первый год обучения, еще не может самостоятельно ставить цель своей деятельности, планировать свои действия, сравнивать полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения ребенок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности. Это дает возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность данной проблемы заключается в том, что знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к учащемуся, используя только слова. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. А главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Это, скорее всего средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Основной функцией преподавателя является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать задачи, критически мыслить, анализировать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. Учащимся важно дать метод, направить на организацию приобретения знаний, то есть вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Ключевым элементом мышления, необходимым для самосовершенствования, решения проблем и создания новых идей, является творческое мышление. Но люди способны принимать только те творческие идеи, которые представляются им логичными при последующем анализе. Для возникновения таких идей, следует развивать логическое мышление. Отсюда вывод, что необходимо не только творчество, а еще и хорошая логика. В каждом человеке есть творческое начало, поэтому учителю необходимо его раскрыть.
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, при этом учащиеся, стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая результат действий.
Самостоятельная работа – целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий. Ее выполнение требует самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.
Самостоятельная работа школьника – это следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. В процессе управления самостоятельной деятельностью преподаватель принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. Существуют следующие принципы управления:
- Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением учебных заданий;
- Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
- Постепенное отдаление учителя и занятие им позиции наблюдателя за процессом;
- Переход от контроля учителя к самоконтролю.
Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и компонент целостного педагогического процесса, поэтому ею присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Используемая литература:
- «12-летнее образование» - Республиканский научно-методический и информационно-аналитический журнал. № 8 (92) 2010 г. – с. 52
- «Менеджмент в образовании» - с. 98. № 4, 2013 г.