«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №22 г. Владикавказ
Еналдиева Ригана Александровна
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Для нашей школы работа с одаренными детьми является приоритетным направлением. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников. Выявить одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция . Педагогический опыт помогает учителю увидеть способного подростка, которому интересно заниматься и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Именно из такого определения детской одаренности исхожу в своей работе. Эффективным средством развития одаренности считаю активизацию обучения через организацию исследовательской, творческой деятельности.
Познавательная потребность – это главная потребность каждого одаренного ребенка, независимо от его возраста, пола, темперамента, характера, интересов и здоровья. И еще очень важно, чтобы деятельность, которой занимается ребенок с целью удовлетворения познавательной потребности, была связана с положительными эмоциями, приносила радость, удовольствие. У одаренных школьников связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность – чтение, решение задач, придумывание историй доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Но, прежде чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо выработать у учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде. Целью данного этапа является выделение и осознание учащимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Мотивы, возникающие у школьников, предлагается классифицировать следующим образом: мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу «от простого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических способностей ребенка; мотивация процессом: учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо одновременно с выявлением одаренных школьников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиадам. Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Например, команда, которая участвует в Республиканском конкурсе «Юных экологов» 2 года, потом передают весь наработанный материал новой команде, знакомят с особенностями каждой номинации. И работа это ведется на высшем уровне. По всем номинациям бывают у нас победители и призеры. А так же в командном зачете. В этом же конкурсе была отмечена ученица Пагиева Мадина в номинации «Почвоведение» и выдвинута на премию по поддержке талантливой молодежи.
Постоянно находясь в атмосфере решения проблем, методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки. Им должны двигать мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации (узнать, на что я способен, определить уровень моих знаний).
В нашей школе принято ежегодно устраивать «Праздник успеха», где чествуем учеников, которые стали победителями и призерами олимпиад, конкурсов , спортивных соревнований. Дети получают и денежные премии.
Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда и обладает большим трудолюбием.
Однако существующая классно-урочная система создает противоречие между индивидуальными образовательными способностями, потребностями ученика и усредненным подходом, осуществляемым на уроке. Способные дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, поэтому у данной категории детей возникает проблема несоответствия способностей и образовательных запросов содержанию учебного материала и формам работы, которые предлагает учитель в рамках учебной программы. Поэтому в нашей школе практикуется при переходе в 5 класс формировать гимназические классы из числа мотивированных к учебе детей. В этих классах учитель уже не ориентируется на слабых, а на сильных учеников. То есть всегда дает почву для размышлений тому, кому это необходимо. На уроках я стараюсь “подбрасывать” ученикам дополнительную литературу; создаю такие ситуации, которые побуждают детей “совершить экскурс за страницы учебника”. Но это не значит, что с другими детьми не проводится дифференцированная работа. Как правило, очень много желающих бывает участвовать в школьном этапе олимпиады. Я даю добро всем, кто проявляет интерес к биологии, и считаю неправильным, как делают многие учителя, отказывать таким детям. Участвуя в олимпиадах, они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам.
На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
- Отбор учащихся , проявляющие определенные способности по предмету.
Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.
Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. У меня всегда класс бывает экологическим отрядом, где я еще провожу и кружковую работу, участвуем во многих конкурсах , смотрах, олимпиадах.
- Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.
- Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.
- Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
- Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде
- Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
- Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
- Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать!
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
В нашей школе много талантливых учеников, которые принимают участие и становятся победителями и призёрами различных мероприятий городского, республиканского и российского уровня.
Из сказанного можно сделать вывод: победителей олимпиад надо готовить, причём система подготовки должна быть чёткой, с отлаженным контролем и самоконтролем, удобной и гибкой, с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка
Понятно, что как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, и побеждённые . Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не над другими участниками, но , по меньшей мере, над самим собой.