Введение
Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных, грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов), речь, бедная интонационно, маловыразительная. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.
В этой связи, работа учителя русского языка становится систематически направленной на устранение вышеуказанных недостатков. И грамотнее всего спланировать её в сотрудничестве с учителем – логопедом.
Принято считать, что учитель – логопед работает с детьми начальной школы, поскольку трудности в речемыслительной и словообразовательной деятельности, дисграфия, неумение выговаривать все звуки характерны для обучающихся начальной школы, и это действительно так.
Но собственный опыт показывает, что все вышеуказанные проблемы встречаются и у детей более старшего возраста (5-6кл), особенно остро вопрос развития речи встает у обучающихся с ОВЗ.
Практически в каждом классе имеются дети с ОВЗ. Это дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), имеющие справки VII вида, обучающиеся в общеобразовательных классах. Разумеется, работа с такими детьми заслуживает пристального внимания Так, мы обучаем детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушением фонематического слуха, задержкой психического развития и др.
Убеждены: далеко не каждый учитель знает, как помочь детям с ОВЗ в преодолении определенных трудностей, связанных с нарушением связной речи и с элементарным оформлением мыслей учащихся.
До сих пор бытует ошибочное мнение, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. Более того, некоторые педагоги полагают, что логопед не может помочь в коррекции речи ученикам среднего звена. Однако собственная педагогическая практика доказывает обратное.
Можно с уверенностью сказать, что нашим ребятам повезло: уже полтора года в нашем ОУ работает учитель - логопед, позволяющий помочь разрешить учителю многие проблемы, связанные с развитием связной речи обучающихся, пополнением их словарного запаса, коррекции звукового состава речи.
Данную совместную работу мы можем считать эффективной, поскольку добились некоторых успехов в рамках сотрудничества.
Эффективность взаимодействия работы напрямую зависит от того, насколько слаженно будут взаимодействовать учитель-логопед и учитель русского языка, насколько едины будут требования и подходы в их работе.
Дети 5-6 классов, а мы говорим о детях с ОВЗ, остро нуждаются в логопедической помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременное и систематическое взаимодействие учителя логопеда и учителя русского языка позволит преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Таким образом, цель данной работы – выстроить систему взаимодействия (модель) учителя-логопеда и учителя русского языка при коррекционной работе специфических ошибок письменной речи у учащихся среднего звена (5-6 классов).
Вопрос состоит ещё и в том, что далеко не каждый учитель знает, какие ошибки письменной речи являются специфическими. Очень часто при формулировке проблемы учитель говорит, что ребенок «плохо пишет, и с ним надо позаниматься». Между тем, каждый учитель должен четко представлять, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду; когда ребенку нужна именно логопедическая помощь.
Таким образом, одна из задач логопеда - четко разграничить для учителя специфические и орфографические ошибки.
Своевременная и систематическая помощь учителя - логопеда и учителя русского языка позволит преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Главным условием совместной работы учителя русского языка и учителя-логопеда является СИСТЕМА, от разовых занятий мы не добьемся успеха. Таким образом, наша СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ совместная работа в течение полутора лет, систематические индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ направленные на искажение речи, её коррекцию, развитие связной речи. Занятия проводятся РЕГУЛЯРНО 1-2 раза в неделю.
Модель взаимодействия учителя русского языка и учителя-логопеда состоит из нескольких этапов:
1- й этап - диагностический. На данном этапе проводится анализ письменных работ, определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия. Также выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как память, мышление, внимание.
2- й этап - подготовительный. В его рамках уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения орфографией (зрительное восприятие, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; по развитию внимания, памяти; по коррекции почерка (упражнения, направленные на развитие мелкой моторики).
3- й этап - коррекционный. Осуществляется работа на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
4- й этап - оценочный. На этом этапе оценивается эффективность коррекционной работы, проводится повторная проверка навыка письма, анализируются различные виды письменных работ учащихся.
Таким образом, и учитель, и логопед - каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы, исходя из возможностей и интересов детей с ОВЗ.
Литература
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2005. – 272 с.
- Волина В. В. Учимся, играя. – М.: «Новая школа», 1994. – 136 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. ред. О. В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 221 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2001, - 224 с.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.
- Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.: КАРО, 2005. -208 с.