Главная задача любого образовательного учреждения – обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования. Важным и чрезвычайно тонким моментом для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им является контроль за знаниями учащихся. Контроль – неотъемлемая часть обучения. Он обеспечивает обратную связь в процессе обучения, является средством его корректировки и регулировки. Также контроль – объективная часть процесса обучения, это своего рода прибор, измеряющий результаты учебной деятельности.
Можно выделить следующие виды контроля в учебном процессе, которые применяются учителями русского языка и литературы: предварительный, текущий, периодический (тематический) и итоговый.
Предварительный контроль позволяет установить исходный уровень знаний учащихся перед началом изучения отдельных тем, или в начале года, четверти. Цель его – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. На основе полученных результатов проводится адаптация процесса обучения к особенностям данного контингента учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение
(объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Текущий контроль проводится на каждом уроке, он оперативен и разнообразен по методам и формам (промежуточные устные или письменные опросы; тесты, самостоятельные работы и т. д.). Текущий контроль позволяет учителю установить обратную связь, т.е. получить информацию о том, насколько успешно (или неуспешно) идет процесс усвоения. Периодический контроль обычно проводят после изучения важных тем и больших разделов учебной программы, а также в конце учебной четверти и полугодия. Форма проведения периодического контроля может быть разнообразной: письменная контрольная работа, изложение, тест, зачет и др. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также при переводе на следующую ступень обучения.
Различают 3 типа контроля:
- Внешний контроль учителя за деятельностью учащихся.
- Взаимный контроль учащихся.
- Самоконтроль.
Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. При взаимоконтроле вырабатывается ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.
Требования к контролю:
- индивидуальный характер;
- систематичность;
- разнообразие форм проведения;
- всесторонность;
- объективность;
- дифференцированный подход;
- единство требований.
Необходимость организации контрольно-оценочной деятельности, способствующей развитию познавательных свойств учащихся, вызвана и социальным заказом. Общество нуждается в личностях, способных к саморазвитию, к рефлексии и эмпатии. Формирование этих способностей невозможно без самоконтроля и самооценки, органично связанных с важнейшим компонентом учебной деятельности – оценочным актом. Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трех основных вопросов:
- С какой целью оценивать учебные успехи детей? Зачем?
- Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?
- Как лучше обеспечивать объективность оценок?
«Зачем оценивать школьников?»
Цель педагога - обучить детей самоорганизации деятельности, что и порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся, которая воспринимается как мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции учебной деятельности и залог ее успешности.
«Что оценивать?»
Новая цель образования – воспитание саморазвивающейся личности. Эта модель включает в себя ее базовые знания и умения, но наиболее важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений. В этом случае оценке должна подвергаться степень индивидуального (каждого ребенка в отдельности) продвижения в режиме саморазвития. Процедурой самооценки может заканчиваться не только урок, но и любой его этап, предполагающий решение учебной задачи пусть даже он занимает всего несколько минут. Одной из наиболее важных задач я считаю создание условий для ориентации учащихся на совершенствование учебной деятельности в процессе обучения, на углубление и усиление мотивов познания, на развитие самостоятельности детей, включая и действие самооценки. Организация диагностической деятельности является важнейшим условием реализации этой задачи. Цели контрольно-оценочной деятельности:
- повышение внутренней мотивации к обучению;
- формирование действия контроля (самоконтроля);
- развитие творческих способностей детей;
- развитие личностных качеств ребенка;
- повышение качества обучения учащихся.
Изменение подхода к контрольно-диагностическим средствам позволяет судить о результатах развития детей по итогам обучения и разрешать противоречия, возникающие в массовой практике, а именно: противоречие между требованиями государственного стандарта и реальным уровнем развития детей.
Успешность обучения ребенка во многом определяется уровнем сформированности его познавательных способностей, на наличие которых, по словам Выготского, служит продвижению ученика из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития».
В своей работе учителя русского языка и литературы опираются на принципы личностно ориентированного развивающего обучения:
- обращение к субъектному опыту учащихся;
- опора на индивидуальные возможности детей;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, соавторов и т.д.)
- рефлексия деятельности и поведения на уроке;
- эмпатия, соучастие в проблемах школьника;
- знание личностных особенностей ребенка.
Оценочные средства учителя-словесника включают в себя:
- использование различных видов контрольно-диагностических заданий, разработанных дидактами, методистами, психологами на основе последних научных достижений (психологические диагностики на базе лингвистического материала; упражнения с новой формулировкой заданий; упражнения, активизирующие мыслительную деятельность учащихся);
- актуализацию традиционных видов заданий, приобретающих новое значение в контексте развивающего обучения; диктантов с изменением текста, изложений различных типов, работы с текстом, его редактирования, трансформации и моделирования; творческих заданий, лингвистических задач, словарных игр (кроссворд, ребусов и т.д.);
- продуцирование учителем контрольно-диагностических заданий по аналогии с вышеназванными в связи с изучением определенного языкового материала и с постановкой задачи в свете современных требований к процессу обучения.
Методы контроля:
- метод устного контроля: беседа, рассказ ученика, сообщение, доклад и т.д.;
- методы письменного контроля: диктант, изложения, сочинения, рефераты и т.д.;
- выполнение практических работ (составление учебных кроссвордов, работа с упражнениями, лабораторными занятиями и т.д.);
- наблюдение за работой учащихся;
- дидактические (конкретно-предметные) и диагностические тесты.
Формы контроля:
- исходный (стартовый, предварительный);
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы определения эффективности оценочной деятельности:
- анализ и синтез;
- классификация;
- обобщение;
- индукция;
- дедукция;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- ранжирование;
- диагностика;
- изучение продуктов деятельности учащихся.
Контрольно-оценочная деятельность по изучению овладения учащимися знаниями, умениями, навыками включает в себя отслеживание результатов техники чтения, анализ выполняемых детьми письменных работ (диктантов, изложений, сочинений и т.д.).
Надо найти такие средства, приемы и формы контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке, которые позволили бы усилить ее диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую и управляющую функции и положительное влияние на мотивационную сферу. Такими средствами являются:
- открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков;
- уровневый, в зависимости от сложности учебных действий подход к оценке результатов учебного труда;
- оценка конечного результата усвоения суммированием только положительных промежуточных результатов;
- активное включение учащихся в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала и уровня конечного результата.
Контроль позитивен тогда, когда объективны, своевременны и содержательны оценки учителем деятельности учащихся, когда успеваемость сравнивается с его прежними достижениями, когда проявляются убежденность учителя в способностях и возможностях, ребенка, когда учащиеся привлекаются к проведению самопроверок и взаимопроверок.
Качество знаний по русскому языку и литературе оценивается по специальным критериям: правильность, полнота. Осознанность понимания, последовательность, правильное речевое оформление. Эти критерии одинаковы при оценки как письменного, так и устного текста.
Диктант – одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Выводы: Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим, и воспитывающим.
Необходимо соблюдать преемственность между начальной школой и средним звеном, выработать единые подходы в оценивании творческих работ учащихся, активно использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе оценивания учащихся на уроках русского языка и литературы.