Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков
(обобщение опыта)
Учитель математики
Сечко В.Г.
МОУ СОШ №1
г.Питкяранта
«Я слышу- я забыаю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я понимаю».
Древняя китайская мудрость.
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: « Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний. Похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д. Ушинский обращал внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.
Нужна ли вам в повседневной жизни математика? Где вы используете математические знания?
Математика позволяет планировать семейный бюджет, правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений. Проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.
И мы сталкиваемся с проблемой, а как же доказать ученику, что математику нужно изучать не ради знания, а то что она нужна ему для жизни. На мой взгляд, чудодейственной скрипкой или клеем соединения практики и теории является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.
В руках учителя математики богатый материал для развития метапредметных умений обучающихся- это математические задачи. Ведь решение задач способствует формированию важнейших качеств умений личности ребенка, необходимых ему для жизни.
В своей практики я уже давно применяю метапредметные задания для формирования универсальных учебных навыков. Толчком к этому стал один случай в моей учительской практики. Изучая стереометрию в старшей школе. По мере знакомства с типами пространственных фигур, я попросила детей изготовить модели различных пространственных фигур и найти площадь поверхности и объем полученных фигур. Но к моему сожалению, большинство моих учеников не смогли найти их, несмотря на изученные формулы. Это послужило толчком к тому, что бы я, по возможности. При изучении каждой темы задавала учащимся вопрос: «А где в жизни вы можете применить эти знания?»
Работая дальше я стала подбирать задачи практической направленности, стала применять нестандартные уроки, например уроки- экскурсии. Примером такого урока могу привести пример урока по теме «Подобные треугольники». Обучающиеся самостоятельно делали измерения, а затем проводят расчеты и оформляют это все в виде мини- проекта расчетов высоты столба или ширины реки. Но –это геометрия…она, как наука и возникла сама по себе из жизненных требований…
А как быть с алгеброй? Вот здесь я стала использовать задачи практическим содержанием, содержащие в себе какую- либо дополнительную информацию или как правильно называют- метапредметные.
Включая метапредметные задания в уроки педагог решает задачу, усвоения обучающимися учебного материала или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Приведу примеры метапредметных заданий.
- Математика и физика
Математика очень тесно переплетается с физикой, задачи по физике часто решаются алгебраическими методами, а векторная алгебра является одним из основных методов физики. В заданиях ГИА очень много задач физического содержания, решить которые можно лишь в том случае, если сама жизненная необходимость подталкивает учителей математики к более частому и полному использованию физических знаний на своих уроках. Например:
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t2 . Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c. (х-координата точки в метрах, t-время в секундах)
(9 класс)
- Математика и кулинария
Например: чтобы приготовить омлет на 2 яйца берут 20 г молока, 20 г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.
С ребятами мы составляли мини- проекты, которые проходят под лозунгом «Наши семейные традиции» при изучении темы «Прямая и обратная пропорциональная зависимости» в 6 классе.
- Математика и медицина
Казалось бы вещи не сочетаемые. Но и здесь можно привести обучающимся пример: Больному прописан курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течении трех недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс?
Или можно разработать мини- проект, основой которого будет задача: Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививку против гриппа, если в школе 470 обучающихся?
- Математика и история
Например: Во время Великой отечественной войны погибло примерно 27млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?(Тема «Проценты»,6 клас)
- Математика и биология
Нельзя представить себе учителя, который не заботился о здоровье детей. Вот и я, в меру своих возможностей, стараюсь ориентировать своих учеников на ведение здорового образа жизни. Этому способствуют следующие задания, интегрирующие знания биологии:Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика. В общем, люди, которые курят сокращают себе жизнь на 12 %, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России?
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу. Что для формирования метапредметнх универсальных учебных действий очень огромную роль играют уроки с применением интегрированной технологии. Очень любят дети уроки, в которых совмещаются несовместимые на первый взгляд предметы: математика и русский язык, математика и литература, математика и физическая культура. Примером такого урока могу привести разработку урока «Квадратные неравенства», интегрированный урок математики и физической культуры, связанного с олимпиадой Сочи-2014.
При переходе образовательного процесса на стандарты второго поколения, большие затруднения возникают у педагога при составлении комплексных проверочных работ. Для их составления необходимы задания практической направленности, поэтому я начала составлять методическую копилку заданий для формирования метапредметных универсальных учебных действий.
Использование метапредметных связей на уроках мтематики, показывают, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.
В заключении следует отметить. Что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением как умением учиться. Это и есть главное направление деятельности учителя.
А применение метапредметных заданий и дает нам ответ на вопрос, как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму. Структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!