Активизация творческих возможностей учащихся на уроках по учебному предмету «Беседы о танце».
Увлекательный по своему содержанию предмет «Беседы о танце» учащиеся изучают и открывают для себя третий год. В течение данного периода в моей педагогической практике были выявлены основные принципы работы активизации творческих возможностей учащихся.
По своей природе танец – единственный вид искусства, который воскрешает самые древние пласты человеческой истории и цивилизации. В Африке до сих пор обитают первобытные племена с ритуальными танцами возраст которых 30 000 лет. Танец – воплощение гармонии человеческого духа, природы и общества.
Цель учителя – максимально заинтересовать детей и ввести их в уникальный в своем многообразии мир танца, создать условия для совместной активной творческой деятельности.
Вот поэтому в схему обучения вводится такое звено, как компьютер.
Применение информационно – компьютерных технологий позволяет:
- По-новому использовать на уроках тематический и теоретический материал.
- Расширять методические возможности урока, придать ему современный уровень.
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
- Способствовать воспитанию интереса к танцевальной культуре.
- Обогащать духовный мир ребенка.
Творчество – это саморазвитие, самореализация новых знаний и умений. Каждый ребенок хочет стать открывателем загадок истории танца, новых идей и мыслей. Именно самостоятельная учебная работа - как способ активизации познавательной деятельности учащихся пробуждает в детях творческие способности учащихся:
- оригинальность;
- гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
Какие методические приемы помогают в моей педагогической работе пробуждать творческий потенциал учащихся?
1.Создать комфортные условия для реализации творческих способностей (благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность).
2.Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний (разноуровневые задания).
- Учить самостоятельно мыслить (самостоятельные работы и тестирование).
- Полнее реализовать их потребности (сообщение на определенную тему, кроссворды, рефераты, рисунки, презентации).
- Повышать мотивацию к изучению предмета (использование межпредметных связей).
- Поощрять их индивидуальные склонности и дарования (призы за оригинальность).
Основными методами развития творческого опыта учащихся являются:
- Метод сравнения.
- Метод образного видения.
- Метод придумывания
- Метод самоорганизации обучения.
- Метод рецензии.
Таким образом, учитель вдохновляет ученика на поиск решения творческой проблемы на заданную тему. Учащийся сам выбирает вид индивидуальной работы: реферат или презентацию. В чём достоинство таких форм учебного процесса как реферат и презентация? В том, что ученик чувствует ответственность за свой произведённый продукт творчества и изобретательности. В нём растёт самооценка и интерес к данной работе.
Ученик приобретает следующие умения и навыки:
- самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
- планирует варианты решения проблемы;
- делает вывод;
- анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Результаты самостоятельной работы учащихся во внеурочное время таковы:
- Дети сами проявляют желание создавать своё новое.
- Творческие работы привлекают внимание детей, которые пассивны на уроках, здесь они открываются с положительной стороны.
- У учащихся вырабатывается личностный подход к получению собственного результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
Можно выделить следующие правила работы над развитием творческих и исследовательских способностей учащихся:
- Служить примером для подражания.
- Разрешать делать ошибки.
- Поощрять разумный поиск.
- Поощрять умение находить.
- Поощрять творческие идеи.
- Подготовить к препятствиям.
- Стимулировать дальнейшее развитие.
- Посещение учреждений культуры ( театров, концертных залов).
- Проводить дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля.
Кроме вышеизложенных приемов и методов повышения творческой активности учащихся большую роль играет связь с уроками ритмики и современного танца, так как танец тоже представляет собой искусство сочинения (создания) и сценической постановки ( исполнения ) танца, передающее мысли, чувства и переживания человека с помощью специфических средств и приёмов, способствующих созданию хореографического образа. На каждом уроке дети рассказывают о танцах, в которых они участвуют и раскрывают через движения свой духовно - эмоциональный мир.
Что объединяет уроки Ритмики и «Беседы о танце»?
Оба предмета являются инструментом развития творческой личности ребенка, способной к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это важно в детстве, когда закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.