Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 13

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Аннотация. Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий на учебном предмете «окружающий мир».  Авторы рассматривают особенности формирования познавательных универсальных учебных действий, особенности предмета «окружающий мир» и способы формирования познавательных универсальных учебных действий на данном учебном предмете. На основании теоретического исследования в статье представлены результаты анкетирования учителей начальных классов с целью выявления формирования познавательных универсальных учебных действий и анализ УМК» Перспектива», по которому работает одна из школ Нижнего Тагила.

Ключевые слова: Универсальные учебные действия, Познавательные универсальные учебные действия, учебный предмет «окружающий мир», формирование познавательных универсальных учебных действий, формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке «окружающий мир»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

«Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы» [6].

Изучением и развитием познавательных универсальных учебных действий занимаются известные психологи и педагоги Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и другие.

«Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные результаты, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению» [7].

«Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [3].

Сегодня  начальное образование занимается  решением своей главной задачи: закладывать «фундамент» формирования учебной деятельности обучающегося – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования и развития умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников по следующим предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение. Но далее более подробно будет рассмотрен предмет «Окружающий мир».

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [4].

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. Учащиеся младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

«Петр Яковлевич Гальперин утверждает, что предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых обеспечивает  обучающегося действовать правильно в соответствии с  требуемой формой и с заданными показателями». [1]

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося, самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

 Познавательные учебные действия, которые формируются на уроках окружающего мира, связаны. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты

- овладевать логическими действиями

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия

- использовать знаково-символические средства представления информации;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера

Развитие УУД - очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

Выделены шесть этапов формирование познавательных УУД, в том числе и на уроках окружающего мира:

На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной форме.

Четвертый этап - внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия - вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи.

На пятом этапе (действие во внешней речи "про себя") происходит дальнейшее преобразование действия - постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.

«Таким образом, можно сделать вывод, что учебный предмет «Окружающий мир» имеет широкие возможности для организации учебно-исследовательской, проектной и опытно-поисковой деятельности учащихся.

Именно эти виды деятельности способствуют формированию и развитию у младших школьников познавательных УУД» [2].

Рассмотрев теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир», был сделан вывод, что нужно проанализировать опыт учителей, на выявления формирования познавательных универсальные учебные действия. В связи с этим во время  практики в одной из школ Нижнего Тагила, учителям была предложена анкета на выявление положительного опыта учителей по формированию познавательных универсальных учебных действий.  Которая состоящая из четырех вопросов, в которые входят вопросы: связанные с  организацией работы над формированием познавательных универсальных учебных действий; какие виды универсальных учебных действий формируются на уроках окружающего мира; на какую информацию ориентируется учитель при планировании урока с формированием познавательных универсальных учебных действий; про  помощь учебника в уроке и можно ли с помощью него формировать познавательные универсальные учебные действия и наконец, какие трудности возникают у педагогов в формирование познавательных универсальных учебных действий с введением ФГОС НОО.

Из анализа анкетирования можно сделать вывод, что все учителя считают, что УМК, по которому они работают, позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у них познавательных УУД. Систематически занимаются организацией работы учащихся по формированию универсальных учебных действий 75% учителей. Из всех видов универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир» все учителя уделяют внимание формированию познавательных УУД. Очевидно, это связано с тем, что именно предмет «Окружающий мир» обладает высоким потенциалом для этого. Напротив, целенаправленным формированием личностных результатов не занимается никто. Причин может быть несколько: недооценивание возможностей предмета «Окружающий мир» по их формированию, недооценивание указанного вида УУД, тем более, что их освоение никак не оценивается, недостаточно высокий уровень профессионализма,  позволяющий их формировать.

В качестве достаточности информации об УУД 50% учителей считают, что им достаточно информации об УУД, содержащейся во ФГОС НОО. Интернет-ресурсы  и научно - методический журнал «Начальная школа» не назвал никто. Методические пособия по формированию УУД используют 25%.

Отвечая на вопрос: «Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС НОО?», 75%  учителей отметили большой объем информации, необходимость перестроиться, много внимания уделять самообразованию; 25% учителей, принявших участие в анкетировании, считают, что трудности возникают из-за отсутствия методических рекомендаций по сопровождению введения ФГОС НОО. Понимая, что уровень профессионализма у них явно недостаточен для организации работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО в целом и по формированию УУД в частности, учителя высказали пожелания об организации методической работы: регулярное проведение открытых уроков, тренингов, семинаров и практических занятий.

Таким образом, результаты анкетирования учителей начальных классов позволяют сделать вывод: уровень готовности педагогов работать в соответствии с требованиями ФГОС НОО недостаточен и в значительной степени определяется желанием самого учителя, его стремлением к самообразованию, степенью активности по участию в различных формах методической работы, организуемой на базе школы района.

Затем было проанализировано УМК «Перспектива», по которому работает школа. Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник.

«Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки («Электронное приложение к учебнику», «Что узнаем, чему научимся», «Атлас-определитель», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми»); учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную или наоборот противоречивую информацию, делать обобщения и выводы. Такие задания по географической карте, как: «Сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны», способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий» [5].

«Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия не только на базовом, но и на повышенном уровне. Анализ опыта работы учителей дал возможность установить, что педагоги уделяют внимание формированию познавательных универсальные учебные действия, но данная работа не всегда носит системный характер, и используется ограниченный набор приемов и заданий, обеспечивающих данный процесс. В связи с этим существует необходимость в разработке системы заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, которые могут найти своё применение на уроках по предмету «Окружающий мир». Таким образом, цель курсовой работы была достигнута, задачи реализованы. Для будущего развития темы: Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира» будет разработана система заданий для самостоятельных работ обучающихся, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, которые могут найти своё применение на уроках по предмету «Окружающий мир» [5].

Библиографический список

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2011. -151с.
  2. Бурова Н. В., Крец И. Б., Соболева И. В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир» // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/archive/109/26976/
  3. Джумакаева Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 823-826. — URL https://moluch.ru/archive/62/9611/
  4. Методы и приёмы формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий // http://videouroki.net/index.php
  5. Петерсон Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л. Г. Петерсон - Москва: Академия, 2009. – 40 с.
  6. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.)
  7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования: зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, № 17785, утв. 6 окт. 2009, № 373 // http://standart. edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2661
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: