ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов по сетевой модели приносит свои плоды. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия. Для него характерно также становление особых отношений между участниками, возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных.
Следует отметить, что в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития сетевого образовательного пространства. Растёт потребность населения на продукцию и услуги в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий.
Таким образом, повышение качества образования в современном обществе возможно только путем развития информационного обеспечения учебного процесса, создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательного учреждения электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационным ресурсам научных и образовательных сетей, а также организации информационного обеспечения управления качеством образования.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений рассматривается нами как вариант педагогического взаимодействия, которое сохраняет его сущность и основные параметры:
- в основе лежит совместная деятельность детей и взрослых;
- присутствует прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь;
- возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере;
- определяет взаимопреобразование его участников на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества;
- учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов, обеспечивает освоение социальных навыков;
- содействует установлению взаимоотношений, взаимоприятию, поддержке, доверию и др.
Отметим, что под образовательным пространством понимается система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном пространственно-предметном окружении.
Таким образом, становится особенно актуальной проблема развития сетевого пространства образовательной организации.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблему развития сетевого пространства образовательной организации будем рассматривать в следующей логической последовательности.
1.1 Понятие и сущность термина «сетевое пространство»
Происходящие сегодня крупномасштабные преобразования во всем мире обусловлены стремительным развитием сетевого пространства в образовательных организациях.
Одной из основополагающих характеристик нового информационного общества является его глобальный характер.
В процессе его формирования постепенно модернизируются способы и методы распространения и обмена информацией, сжимается время, размываются национальные границы и барьеры, радикально меняется структура мирового информационного пространства, экономики, торговли, финансов, других сфер человеческой жизнедеятельности, отмечается интенсивная гомогенизация мировоззрения людей и человеческих ценностей, универсализация (упрощение) культуры и культурных моделей, усиливается динамизм и обостряется конкуренция.
Для того чтобы перейти к сущности понятия, сначала раскроем значение самого термина «сеть», «сетевое пространство», «сетевая организация».
По мнению исследователя Разумовской Т.В., сеть - это совокупность учреждений, имеющая: общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления [7].
Швецов М.Ю. дает несколько толкований понятия «сеть», во-первых, сеть – приспособление, изделие из закрепленных на равных промежутках, перекрывающихся веревок, нитей. Во-вторых, система коммуникаций, расположенных на каком-либо пространстве. В-третьих, совокупность расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций.
Таким образом, под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетённость. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть в образовании включает во взаимодействие самые разные типы образовательных учреждений.
Понятие «сетевое пространство» с точки зрения финансового словаря трактуется, как часть глобального информационного пространства, ограниченного рамками коммуникационных сетей.
По мнению исследователя Швецова М.Ю., сетевое пространство (взаимодействие) – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать обществу инновационные модели содержания образования и управление системой образования. Сетевое пространство является одним из принципов сетевой организации [9].
Таким образом, термин «сетевая организация» трактуется, как форма децентрализованного комплекса взаимосвязанных узлов открытого типа, способного неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность.
Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы (применимо к школе: администрация, педагоги, учащиеся, родители и др.).
Лидер сетевой организации – любой человек или группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время.
Как отмечает Лобок А.М., в сетевом взаимодействии субъект осуществляет деятельность, проектирование и управление которой сосредоточено в его собственных руках. Никто не ставит перед ним цели и задачи — он сам ставит их. И только тогда, когда происходит подлинная актуализация субъектности, можно говорить о сетевом взаимодействии. Но тогда основа сетевого взаимодействия — это «пророщенность» индивидуальных педагогических культур образовательных организаций. И чем выше уровень индивидуального своеобразия (или инновационного своеобразия) той или иной образовательной организации — тем выше ее возможность становиться субъектом сетевого взаимодействия [4].
Медведев И.Б. выделяет формы сетевого пространства:
- всероссийские, региональные уровни различного вида школ (в том числе и летние выездные), деятельность которых направлена на реализацию дополнительных образовательных услуг;
- региональный уровень – сети дистанционного, дополнительного образования; областные школы сетевого характера (для одаренных и детей с особыми нуждами), сети ОУ, направленных на развитие школьников и организацию внеурочной деятельности (проектные школы, развивающие школы);
- муниципальные образовательные сети, сети ресурсных центров, профильные муниципальные образовательные сети.
Кроме того, выделяются требования к сетевому пространству образовательной организации:
- обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых учреждением; модернизация педагогического процесса как с точки зрения развития ребенка, так и с материально-технических, финансовых аспектов;
- реализация возможности индивидуального выбора образовательной программы ОУ, формирование пакета сетевых вариативных образовательных программ, в том числе профильных;
-обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых).
Таким образом, мы раскрыли основные понятия и сущность термина «сетевое пространство», обозначили формы, требования, а также отметили состав и структуру сетевой образовательной организации.
1.2 Сетевое пространство в образовательной организации (на примере общеобразовательного учреждения)
Применение современных достижений информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации и новым формам обучения, повышает эффективность самостоятельной творческой работы.
Открытый доступ через сеть Internet к распределенным базам данных, содержащим широкий выбор учебно-методической и справочной литературы, графические иллюстрации, анимационные примеры и др. формирует новые требования и подходы к организации и представлению учебных пособий, методических указаний, лабораторных практикумов. Эти факторы способствуют созданию новой образовательной структуры – сетевого пространства, которое характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми средствами представления и доставки информации потребителю, специализированными технологиями организации процесса обучения и контроля знаний учащихся, распределенностью учебно-методического, лабораторного оснащения.
Проектирование форм и методов сетевого пространства образовательной организации направлено на создание условий для доступа и повышения качества образовательных услуг, а также повышение эффективности управления ими в конкурентной среде.
Архитектура взаимодействия включает не только внутренние элементы организации, но и предусматривает возможность привлечения внешних ресурсов. Так, внедрение сетевых форм и принципов организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных (в т. ч. дистанционных) технологий удаленного доступа к информационным ресурсам (сall-центр, Интернет, E-mail сервисы, электронная почта, клиентский ящик) обеспечивает эффективную реализацию модели «инновационной образовательной среды».
Информационно-технические средства обучения способствуют интерактивному (виртуальному) взаимодействию сетевых агентов, разработке технологических альтернативных моделей образования в рамках сетевого сообщества.
В своей статье исследователь Кобцева О.В. отмечает, что создание сетевого пространства создает инновационный образовательный продукт, который позволяет сконструировать профессиональную образовательную среду взаимодействия личностных образовательных компетенций ученика и профессиональных компетенций педагога [3].
По мнению исследователя, сетевое пространство в образовательной организации возможно, если реализовать следующие направления:
- создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов путем преемственности дошкольных и образовательных учреждений. Создание серий интегрированных методических семинаров, а также создание модели активной дошкольной адаптации к образовательной среде;
- организовать взаимодействие школы и общества. Создание единого информационного пространства по воспитательным и культурным мероприятиям социума, района, города;
- формировать систему работы с одаренными детьми с помощью привлечения специализированных образовательных учреждений, создание и накопление баз заданий и задач повышенного уровня, учебной и методической информации, передового опыта с одаренными детьми;
- использовать инновационные педагогические подходы в образовании и личностные компетенции педагога (дистанционное обучение, курсы повышения квалификации, проектная и исследовательская деятельность и др.).
Для того чтобы проследить результативность сетевого пространства образовательной организации важно выделить его критерии.
Критерии эффективности функционирования модели сетевого пространства выделяет Кобцева О.В.:
- эффективность инновационной деятельности образовательного учреждения (повышение качественных показателей; повышение инновационной активности коллектива в области обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий; интенсивность и качество сетевого взаимодействия по внедрению профильного обучения, активность участия педагогов и учащихся в сетевых мероприятиях и проектах; соответствие структуры управления ОУ образовательным потребностям социума);
- эффективность технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении (эффективность проектирования инновационных процессов, проработки аспекта проблематики, разработки современного критериального аппарата, оценки и самооценки, анализа последствий реализации проекта; эффективность функционирования системы информационно- аналитического сопровождения процесса модернизации образования);
- готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности в системе образования (высокий уровень мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности; адаптированность к изменениям в профессиональной педагогической среде; способность осваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности; умение извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации; решение профессиональных педагогических задач не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации).
Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия успешно развивается, совершенствуется разноуровневое развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, осуществляется единство методической и образовательной функции процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация системы образования, происходящая сегодня способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с обучающимися, новую модель, позволяющую обеспечить сохранение и укрепление знаний обучающихся на протяжении всего процесса обучения.
Во многом результат такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевого пространства. Надо отметить, что сетевое взаимодействие будет постоянно реформироваться, оно не может быть постоянным, оно мобильное и зависит это от его целевого назначения.
При сетевом взаимодействии круг взаимодействующих постоянно увеличивается и, следовательно, результаты работы становятся более качественными.
Благодаря активному включению сетевого взаимодействия в образовательный процесс, дети, уже с детского сада, смогут принимать участие в жизни школы, использовать возможности компьютерного класса, библиотеки, спортивного зала, пользоваться услугами дополнительного образования.
Возможности профессионального сетевого взаимодействия позволяют развивать технологии проектирования. Новая позиция педагога как соразработчика позволяет ему увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность большего количества педагогов и руководителей.
При сетевом педагогическом взаимодействии выстраивается новая форма совместной организации повышения квалификации, которая строится вокруг предмета коллективных разработок.
Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между школами и процесс отражения в них опыта друг друга. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу педагогов.
Таким образом, внедрение сетевого пространства в образовательной организации позволяет сформировать единое образовательное пространство, выработать новую культуру мышления и осуществить переход от «знаниевой парадигмы к компетентностной».
Сетевая организация является стимулом позитивных изменений в системе образования, дает возможность решать разнообразные социально-экономические проблемы как образовательных учреждений, так и территории в целом. Внедрение сетевой формы пространственных структур способствует, на наш взгляд, более эффективному использованию технологических ресурсов, расширяет спектр предлагаемых услуг, позволяет реализовать научно-инновационные продукты в образовательном процессе, а также в административно-хозяйственной сфере и повысить качество управления учебным процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Грошева А.В. Развитие образовательного пространства при сетевом взаимодействии ОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://library.ua/ (дата обращения: 09.10.2016).
2.Концепция единого сетевого пространства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://nenuda.ru/ (дата обращения: 09.10.2016).
3.Кобцева О. В. Профессиональное сетевое взаимодействие – ресурс стратегии развития образовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://e-koncept.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
4.Лобок А.М. Сетевое взаимодействие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://obr.direktor.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
5.Медведев И.Б. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2016).
6.Модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения с применением сетевых информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://5fan.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
7.Разумовская Т.В. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как основа воспитательного пространства микрорайона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pandia.ru/ (дата обращения: 09.10.2016).
8.Фёдоров В.Н. Сетевое пространство как фактор инновационного развития образовательных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://sibac.info/ (дата обращения: 09.10.2016).
9.Швецов М.Ю., Алдар Д.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.10.2016).