Аннотация
Учебное занятие по дисциплине «Литература» разработано с применением элементов технологии КСО (Коллективный способ обучения). При разработке занятия использовались такие приемы технологии, как обратная методика Ривина, методика взаимотренажа, методика взаимопередачи тем, выступление на малой группе. Методическая разработка учебного занятия с использованием технологии КСО предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, с целью оказания помощи преподавателям в организации эффективной учебной деятельности учащихся.
Пояснительная записка.
Данная работа представляет собой методическую разработку занятия по дисциплине «Литература» по теме «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами».
Занятие построено с использованием педагогической технологии КСО (коллективный способ обучения). При КСО коллективная форма изучения материала выдвигается как ведущая, основная и системообразующая. Основной принцип данной технологии - принцип сотрудничества, непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу. Этим принципом обусловлено использование определенной структуры учебного занятия, которая соблюдена в данной методической разработке:
I этап. Проверка домашнего задания.
II этап. Ввод в тему.
III этап. Осмысление.
IV этап. Первичное закрепление.
V этап. Рефлексия.
Подобное построения занятия при коллективной форме обучения дает возможность трудиться на занятии всем студентам. При этом соблюдается еще одна важная основа технологии – это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспекта: он заключен в ситуации общения (ученик – учитель, ученик - ученик). Для создания ситуации успешного общения в данной разработке использованы такие методики и приемы технологии КСО, как:
- обратная методика Рвина (на этапе актуализации знаний, полученных на предшествующем занятии);
- работа в сводной группе (на этапе осмысления);
- методика взаимотренажа (на этапе проверки домашнего задания: знания текста романа; в домашнем задании к следующему занятию);
- методика взаимопередачи тем (на этапе осмысления, при изучении нового материала);
- выступление на малой группе (на этапе рефлексии);
- таблица учета освоения темы (на этапе осмысления);
- индивидуальный лист контроля за совместной деятельностью (на этапах осмысления и рефлексии).
Применение названных приемов позволяет создать ситуацию партнерства, сотрудничества, чего так не хватает в образовательном процессе. Благодаря использованию данных приемов КСО студенты учатся формулировать свою точку зрения, углубляется понимание материала, возрастает познавательная активность, улучшаются взаимоотношения в студенческой группе.