А. Блок - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 222
  • Скачиваний: 17

Тема. А.Блок-представитель символизма. «Стихи о Прекрасной Даме»,  «Незнакомка»

Цели:  освоение биографических сведений о поэте;

            понимание роли и месте А. Блока в русской литературе ;

            выработка умений и навыков выразительного чтения , умения выделять главное и           

            важное   по изучаемой теме:

            развитие устной  связной речи , мыслительной деятельности, навыков  

            конспектирования ;

            осуществление   на примере писателя  стремления    учиться   и  совершенствоваться.

Оборудование , наглядности , раздаточные материалы : альбом , буклет , опорная схема.

 Ход урока

!. Объяснение нового материала.

2Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя /показ альбома ,рассказ по буклету, использование опорной схемы.

Эпиграф к уроку .

«Человек есть будущее... пока есть в нас кровь и юность ,- будем верны будущему .»

                                                                                                             А. Блок

Много нас – свободных , юных, статных-

Умирает не любя...

Приюти ты в далях необъятных !

Как и жить и плакать без тебя !

                                                       А. Блок

Хроника жизни и творческого пути.

1880 год. Шахматово. Родился поэт.

Блоковскому детству можно позавидовать. Много бабушек , тетушек, нянюшек кружили вокруг него. И сама прелесть окрестной природы удваивалась оттого , что многие прогулки Блок совершал вместе с дедом , «отцом русской ботаники» Бекетовым, посвящавшим внука в тайны растительного мира.Как в сказочном королевстве , ребенок растет в этой прфессорско – дворянской семье общим кумиром и баловнем .

Тема Родины  и революции в лирике поэта.

Цикл «На поле Куликовом» - лучшее , что написал Блок о Родине , о ее истории, современности , о служении своей стране. Герой цикла – это борец , воин времен Куликовской битвы , стоящий у порога «высоких и мятежных дней».

Родина , « светлая жена», ее история помогают герою обрести свое «я» , определить свой путь :

Наш путь – степной , наш путь – в тоске безбрежной , в твоей тоске , о Русь !

Самое дорогое , неотделимая половина для героя – родина / «О,Русь моя ! Жена моя !»- восклицает он/.

Поэма «Двенадцать»/28 января 1918г./

Закончив ее ,он, обычно беспощадно строгий к себе , записал в дневнике : «Сегодня я – гений».

Поэт понимает и принимает революцию как стихийный , неудержимый «мировой пожар» , в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка.

  В поэме Блок запечатлел образ новой , свободной родины. В поэме поэт показал образ Христа , возглавляющий марш красногвардейцев. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии – служил символом всеобщего обновления жизни.

  Одни называли это богохульством и люто ненавидели Блока.

  Одновременно с поэмой выходит в свет статья «Интеллигенция и революция» , которая заканчивается призывом : «Всем телом , всем сердцем , всем сознанием – слушайте Революцию!»

 В стихотворении  «Скифы» автор видит в революционной России оплот счастливого будущего планеты.

 Поэт верит в неисчерпаемые возможности человека , в стремление человека к совершенству.

 Блок в стихотворении высказывает свои взгляды на отношение России с Европой. Поэт отождествляет россиян с их давними предками – скифами.

Да, скифы –мы ! Да , азиаты – мы,

С раскосыми и жадными  очами !

Поэт с гордостью напоминает об исторической заслуге предков , которые ценою тысяч жизней спасли западных соседей от татаро- монгольского нашествия :

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы.

Блок подчеркивает , что по сути русские стремились усвоить культурные богатства цивилизованных народов :

Мы любим все – и жар холодных числ,

И дар божественных явлений ,

Нам внятно все – и острый галльский смысл ,

И сумрачный германский гений…

  Полемически противопоставляя молодую «варварскую » Россию «цивилизованному Западу , поэт призывает народы Европы :

Придите к нам ! От ужасов войны

Придите в мирные объятья !

Пока не поздно – старый меч в ножны ,

Товарищи ! Мы станем – братья !

  Новые люди , считает Блок , способны по-настоящему любить и ценить все лучшее , что создано силой человеческого разума. »

Чтение учителем и учащимися стихотворения , комментирование, обсуждение, анализ.

!!!.Закрепление.

1.Чтение уч-ся  сведений о произведениях Блока.

  1. Чтение стих-я уч-ся/ 5-6/

3.Беседа.

а/ Что нового вы узнали о жизненном и творческом пути А. Блока ?

б/  Что общего в любовной лирике Блока и Пушкина ?

в/    К. Паустовский писал : « Стихи Блока о любви – это колдовство , они необъяснимо мучительны ...». Как вы понимаете это определение ?

г/  Согласны ли вы с тем , что центральным образом произведения «О доблестях , о подвигах , о славе ...»является  «синий плащ »?

д/  Как смотрит поэт на свое будущее и прошлое ?Можно ли заменить слово «сияло» в строке «Передо мной сияло на столе» на слово «стояло»? Если нет , то почему  ?

е/ Оправдан ли выбор Блоком в качестве эпиграфа строк из произведения Владимира Соловьева ? Гармонируют ли они с содержанием «Скифов»?

Ж/ Как вы понимаете любовь России к Европе ?

з/ Кто из родных повлиял на становление личности А. Блока ?

и/ Кого из поэтов , кроме В. Соловьева , Блок считал своими учителями ?

к/ В чем своеобразие стихов Блока ?

л/ Почему «Незнакомку» называют шедевром поэзии Блока ?

м/ Как вы понимаете следующие строки А. Блока :

О, я хочу безумно жить :

Все сущее увековечить ,

 Безумное – очеловечить ,

Несбывшееся – воплотить !

!\/. Подведение итогов , задание на дом , комментирование оценок.

 Подготовиться к выступлению  по творчеству А. Блока.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: