Тема. А.Блок-представитель символизма. «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка»
Цели: освоение биографических сведений о поэте;
понимание роли и месте А. Блока в русской литературе ;
выработка умений и навыков выразительного чтения , умения выделять главное и
важное по изучаемой теме:
развитие устной связной речи , мыслительной деятельности, навыков
конспектирования ;
осуществление на примере писателя стремления учиться и совершенствоваться.
Оборудование , наглядности , раздаточные материалы : альбом , буклет , опорная схема.
Ход урока
!. Объяснение нового материала.
2Сообщение темы и цели урока.
- Слово учителя /показ альбома ,рассказ по буклету, использование опорной схемы.
Эпиграф к уроку .
«Человек есть будущее... пока есть в нас кровь и юность ,- будем верны будущему .»
А. Блок
Много нас – свободных , юных, статных-
Умирает не любя...
Приюти ты в далях необъятных !
Как и жить и плакать без тебя !
А. Блок
Хроника жизни и творческого пути.
1880 год. Шахматово. Родился поэт.
Блоковскому детству можно позавидовать. Много бабушек , тетушек, нянюшек кружили вокруг него. И сама прелесть окрестной природы удваивалась оттого , что многие прогулки Блок совершал вместе с дедом , «отцом русской ботаники» Бекетовым, посвящавшим внука в тайны растительного мира.Как в сказочном королевстве , ребенок растет в этой прфессорско – дворянской семье общим кумиром и баловнем .
Тема Родины и революции в лирике поэта.
Цикл «На поле Куликовом» - лучшее , что написал Блок о Родине , о ее истории, современности , о служении своей стране. Герой цикла – это борец , воин времен Куликовской битвы , стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Родина , « светлая жена», ее история помогают герою обрести свое «я» , определить свой путь :
Наш путь – степной , наш путь – в тоске безбрежной , в твоей тоске , о Русь !
Самое дорогое , неотделимая половина для героя – родина / «О,Русь моя ! Жена моя !»- восклицает он/.
Поэма «Двенадцать»/28 января 1918г./
Закончив ее ,он, обычно беспощадно строгий к себе , записал в дневнике : «Сегодня я – гений».
Поэт понимает и принимает революцию как стихийный , неудержимый «мировой пожар» , в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка.
В поэме Блок запечатлел образ новой , свободной родины. В поэме поэт показал образ Христа , возглавляющий марш красногвардейцев. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии – служил символом всеобщего обновления жизни.
Одни называли это богохульством и люто ненавидели Блока.
Одновременно с поэмой выходит в свет статья «Интеллигенция и революция» , которая заканчивается призывом : «Всем телом , всем сердцем , всем сознанием – слушайте Революцию!»
В стихотворении «Скифы» автор видит в революционной России оплот счастливого будущего планеты.
Поэт верит в неисчерпаемые возможности человека , в стремление человека к совершенству.
Блок в стихотворении высказывает свои взгляды на отношение России с Европой. Поэт отождествляет россиян с их давними предками – скифами.
Да, скифы –мы ! Да , азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами !
Поэт с гордостью напоминает об исторической заслуге предков , которые ценою тысяч жизней спасли западных соседей от татаро- монгольского нашествия :
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
Блок подчеркивает , что по сути русские стремились усвоить культурные богатства цивилизованных народов :
Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар божественных явлений ,
Нам внятно все – и острый галльский смысл ,
И сумрачный германский гений…
Полемически противопоставляя молодую «варварскую » Россию «цивилизованному Западу , поэт призывает народы Европы :
Придите к нам ! От ужасов войны
Придите в мирные объятья !
Пока не поздно – старый меч в ножны ,
Товарищи ! Мы станем – братья !
Новые люди , считает Блок , способны по-настоящему любить и ценить все лучшее , что создано силой человеческого разума. »
Чтение учителем и учащимися стихотворения , комментирование, обсуждение, анализ.
!!!.Закрепление.
1.Чтение уч-ся сведений о произведениях Блока.
- Чтение стих-я уч-ся/ 5-6/
3.Беседа.
а/ Что нового вы узнали о жизненном и творческом пути А. Блока ?
б/ Что общего в любовной лирике Блока и Пушкина ?
в/ К. Паустовский писал : « Стихи Блока о любви – это колдовство , они необъяснимо мучительны ...». Как вы понимаете это определение ?
г/ Согласны ли вы с тем , что центральным образом произведения «О доблестях , о подвигах , о славе ...»является «синий плащ »?
д/ Как смотрит поэт на свое будущее и прошлое ?Можно ли заменить слово «сияло» в строке «Передо мной сияло на столе» на слово «стояло»? Если нет , то почему ?
е/ Оправдан ли выбор Блоком в качестве эпиграфа строк из произведения Владимира Соловьева ? Гармонируют ли они с содержанием «Скифов»?
Ж/ Как вы понимаете любовь России к Европе ?
з/ Кто из родных повлиял на становление личности А. Блока ?
и/ Кого из поэтов , кроме В. Соловьева , Блок считал своими учителями ?
к/ В чем своеобразие стихов Блока ?
л/ Почему «Незнакомку» называют шедевром поэзии Блока ?
м/ Как вы понимаете следующие строки А. Блока :
О, я хочу безумно жить :
Все сущее увековечить ,
Безумное – очеловечить ,
Несбывшееся – воплотить !
!\/. Подведение итогов , задание на дом , комментирование оценок.
Подготовиться к выступлению по творчеству А. Блока.