Ладья - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 151
  • Скачиваний: 11

Цель занятия:

- Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с

правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Задачи.

  1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
  2. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
  4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;
  • демонстрационная шахматная доска;
  • дидактический материал.
  1. Организационный момент (5 мин)

1.Повторение прошлого материала

2.Проверка домашнего задания

3.Проверка присутствующих

  1. Знакомство с новым материалом. (15 мин)

- С этой шахматной фигурой будем знакомиться на занятии.

- Покажите эту фигуру.

- Где стоит ладья на шахматной доске?

Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям.

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали)

- Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек)

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Расставь на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожь их все по очереди.

  1. 2. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Решение дидактических задач и заданий. ( 10 мин)

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

- Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

2) Игра «Кратчайший путь»

- Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?

  1. 4. Закрепление знаний. (10 мин)

Игра «ДА – НЕТ»

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям?;
  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?
  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?
  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?
  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?
  • Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?
  • На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?
  • Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

 

  1. 5. Итог урока. (5 минут)

- Что нового узнали?

- Что понравилось на занятии?

  1. 6. Домашнее задание.

- Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: