Использование здоровьесберегающих технологий в организации коррекционных занятий в специальных(коррекционных) классах VII - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 166
  • Скачиваний: 18

Грушина Светлана Леонидовна,                     учитель начальных классов                МБОУ"СОШ№18"

Использование здоровьесберегающих технологий в  организации коррекционных занятий в специальных(коррекционных) классах VII.

В последние годы отмечается  значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны, решить их одним махом невозможно, но и делать вид ,что их нет. тоже нельзя .Речь идет о школьниках, которые учатся в специальных(коррекционных) классах VII вида в обычных массовых школах. Таким детям нужны специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей, врачей ,воспитателей ,причем помощь своевременная, ,квалифицированная и систематическая.

В первую очередь попробуем разобраться с причинами, приведшими к  задержке психического развития у детей. Ученые выделяют четыре основные принципа ЗПР:

1. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения.

4. Задержка психического развития конституционного происхождения.

Остановимся более подробно на каждом из четырех принципов.

1. При задержке психического развития церебрально-органического генеза причинами являются: недоношенность, патология беременности, врожденные болезни плода, стрессы, переносимые беременной, родовые травмы ,рахит ,аллергические заболевания в первые два года жизни ребенка, поражающие факторы инфекционного характера.

2.Соматогенная задержка психического развития включает в себя все отрицательные факторы, влияющие на соматическую сферу: частые инфекционные заболевания; эндокринологические  заболевания ,вызывающие гормональные сдвиги в организме; длительные хронические заболевания, включая врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь это пороки сердечно-сосудистой системы; вредные экологические факторы, возросшие особенно в последние годы; курение, токсикомания, алкоголизация, с чем мы теперь встречаемся иногда даже у младших школьников; сложные социально-бытовые условия. Все эти факторы отрицательно воздействуют на соматическую сферу организма ребенка, прямым следствием чего является отставание и задержка нейро-психического развития.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Социально-психологические факторы: микросреда,  нарушающая темп созревания мозга, т.е.постоянное перевозбуждение, перенапряжение, постоянная ломка нормального ритма  работы нервной клетки; общий дефицит общения с окружающим миром, вызывающий задержку в освоении социального опыта; дефицит полноценной ,соответствующей возрасту деятельности(это детские игры и полноценное общение с родителями).

4.При задержке психического развития конституционного  происхождения, речь идет об инфантильности, то есть о состоянии, при котором эмоциональная сфера ребенка находится на более ранней степени развития ,соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Общее недоразвитие всех систем организма , включая центральную нервную систему, носит , как правило, наследственный, генетический характер.

В исследованиях ученых отмечается, что при задержке  психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение так и недоразвитие некоторых психических процессов. В познавательной сфере повышенная истощаемость, в результате ее низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность  навыков интеллектуальной деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций .У детей страдают все виды памяти, отмечается низкий навык самоконтроля(что особо проявляется в процессе деятельности).К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, что может быть связано с недоразвитием  моторики и пространственного восприятия. В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т.д.Но помощь здесь эффективна.

Для этого и используются коррекционные занятия в специальных(коррекционных) классах VII. Цель таких занятий- индивидуальная коррекция пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Коррекционные занятия проводятся с детьми по мере изучения их учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении  обучающихся обращаем внимание на состояние различных сторон их психической деятельности                                    -памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению и  другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно -практических действий. Чтобы коррекционно-развивающий процесс в таких классах был более успешен (в классе обучаются дети с хроническими заболеваниями, со сниженным иммунитетом, с родовыми травмами) педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи учителя начальных классов, работающего в специальном (коррекционном) классе VII вида с позиции здоровьесбережения:

-сохранение и укрепление уровня реального здоровья учащихся;

-формирование культуры здоровья;

-обеспечение возможности дальнейшего успешного обучения на следующей образовательной ступени;

-здоровьесберегающее поведение.

Использование здоровьесберегающих технологий в проведении коррекционных занятия в специальных(коррекционных) классах VII позволяет добиваться положительной динамики.

В специальных (коррекционных) классах VII вида есть необходимость эффективного использования обязательных физминуток (не менее 2-х на коррекционном занятии). Одна физминутка должна быть отведена на психогимнастику или пальчиковую гимнастику, в зависимости от урока. Психогимнастика более актуальна для математики, а пальчиковая для письма или русского языка. Вторая физминутка должна быть направлена на мышечную релаксацию, эмоциональную релаксацию.

Особое место в таких классах должно быть отведено минутке развития в начале коррекционного занятия. Это упражнения на активизацию мыслительных процессов (память, внимание, мышление). Очень много таких заданий есть в специализированной литературе.

Ниже приводятся примеры физминуток, зрительных упражнений, кинезиологических упражнений (психогимнастика), которые я использую на коррекционных занятиях в специальном (коррекционном) классе VII вида.

Развитие внимания:

1."Будь внимателен!"

Цель: стимулировать внимание, обучать быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура :дети произвольно, под маршевую музыку ,маршируют(как получается).Учитель произвольно ,с разными промежутками, дает команды . Дети реализуют движения в соответствии си командами.-"Зайчики!","Лошадки!","Раки!","Птицы!","Аист!","Лягушка!","Собачки!","Курочка!","Коровка!" и т. д.

2."Четыре стихии"

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Процедура  :дети стоят  и по команде ведущего выполняют определенные движения руками.

-"Земля!"(наклонились ,руки вниз),"Вода!"(плавательные движения руками),"Воздух!"(руки вверх),"Огонь!"(вращение руками в локтевых и луче запястных суставах) и т.д.

3."Пишущая машинка"

Цель: развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения.

Процедура  :каждому ребенку присваивается буква алфавита, на доске пишется слово и дети встают и  хлопают в ладоши (1 раз)в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове .Когда слово"напечатано"-хлопают все.

Слова для игры: еж. дом, ты, мама, папа, цирк, щелк, чаша, каша ,рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я ,стул и другие.

Развитие памяти:

1."Повтори за мной".

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Процедура  :ведущий простукивает определенный ритм карандашом по столу. По желанию один из детей повторяет ритм, обсуждают правильно или нет и предлагают свои варианты.(можно спеть, играть на инструменте и т. д.)

2."Слушай и исполняй!"

Цель: развитие внимания и памяти.

Процедура :ведущий называет несколько действий(не показывает их).Затем дети должны показать их в той последовательности ,в которой их называл ведущий.

Примеры заданий: а).поднять левую ногу, поднять правую руку вверх, опустить  левую ногу вниз и поднять левую руку вверх, б).повернуть голову направо, голову налево, голову вниз, голову прямо и т.д.

3."Запомни движение!"

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Процедура: ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-5 действий. Дети должны их повторить сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке(можно под музыку).

Примеры заданий: а).присесть-встать-поднять руки -опустить руки- сесть на стул; б).встать-повернуть голову вправо- повернуть голову влево- прямо- сесть на стул; и т. д.

Развитие произвольных движений и самоконтроля:

1."Запретный номер".

Цель :развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.

Процедура: выбирается определенная цифра, например 5. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди-1, 2, 3, ...Когда доходит очередь до пятого ребенка ,он не произносит цифру , а хлопает в ладоши 5раз.В качестве "запретных" выбирают цифры:4,7,11,14,15,18,21.23,25...

2."Запрещенное движение"

Цель: развитие произвольности.

Процедура: звучит веселая ритмичная музыка ,дети стоят полукругом, ведущий показывает несколько действий, одно из которых(например, приседание)-запретное. Дети должны повторить все действия ведущего ,кроме запретного. Тот кто ошибся становится ведущим.

3."Игра в мяч."

Цель: развитие самоконтроля.

Процедура: дети свободно двигаются под веселую музыку.У одного из детей мяч, он его кидает  вверх и называет имя. Тот ,чье имя называют, подбегает, хватает мяч ,подбрасывает и называет новое имя .Кто заигрался и не услышал своего имени  -выбывает из игры и становится зрителем.

Развитие эмоциональной сферы:

1."Я не знаю".

Цель: развитие выразительности  движений ребенка , его общительности.

Процедура: ведущий выбирает мальчика-"незнайку".О чем его не спроси -он ничего не знает .Дети задают разные вопросы ,а он молчит и разводит руками :"ничего не знаю" ,ничего не видел. Используются выразительные движения: поднятие бровей ,опускание уголков губ ,поднятие плеч , разведение руками.

2."Возьми и передай".

Цель: развитие воображения.

Процедура: дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Коля передает Ире "тяжелый чемодан",она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.

Развитие мышления и речи:

1."Ну-ка ,отгадай!"

Цель: развитие мышления и речи.

Процедура: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа  тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать "да" или "нет".После отгадывания предмета подгруппы меняются ролями.

2."Придумай загадку"

Цель: развитие мышления и речи.

Процедура: выбирается водящий, в его задачу входит придумать загадку на заданную тему. Дети должны эту загадку отгадать. Отгадавший загадку становится водящим.

3."Противоположность":

1.Цель:развитие восприятия ,наблюдательности и смысловой памяти.

Процедура: ведущий показывает детям одну картинку .Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Каждый ученик по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выдрал именно такой предмет.

Упражнения, направленные на активизацию детей и включение в совместную деятельность.

1."Исходное положение":

Цель: снятие напряженности.

Процедура :учащиеся удобно располагаются на стульях. По команде ведущего все одновременно должны выполнять различные команды.

2."Кто летает?":

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Процедура: учащиеся встают в круг, лицом к центру. Ведущий называет животных, ребята хором отвечают"Летает!"и показывают, как это происходит. Если названный объект не летает, то все молчат.

3."Животные":

Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.

Процедура: все дети разделены на две подгруппы .Одна подгруппа с помощью жестов и мимики изображает различных представителей животного мира ,а вторая отгадывает. ".После отгадывания животного подгруппы меняются ролями.

Для расслабления мышц плечевого пояса и напряжения мышц корпуса я использую такие физминутки: «Роняем руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем воду с пальцев», «Кулак, ребро,ладонь»,»Лягушка»,,»Огонь и лед»,»Твердые и мягкие руки»,»Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы»,»Колечко» и т.д.

За два года работы с классом с использованием здоровьесберегающих технологий отмечается положительная динамика: дети стали меньше болеть(за 2015-2016 учебный год пропущено на 54 урока меньше, чем  втором классе), дети с желанием идут в школу.

Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников. Проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике; внедрение и использование здоровьесберегающих технологий помогают совершенствованию различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения; развитию зрительной и слуховой памяти; развитию логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку; развитию умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства; расширению общего кругозора; формированию положительного отношения к школе, к учебе.

Лит-ра:

1"О детях с отклонениями в развитии."Т.А.Власова, М.С.Познер ,М.,"Просвещение",1993г.

2."Отстающие в учении школьники(проблемы психического развития) ".З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, М.,"Педагогика",1996г.

3."Обучение детей с задержкой психического развития ".Н.А.Цыпина,  В.Ф.Махичина, М., М.,"Просвещение",1992г.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: