Критерии педагогических инноваций
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств:
Новизна.
Оптимальность.
Высокая результативность.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому очень важно определить, в чём состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является.
Выделяют несколько уровней новизны:
Абсолютная.
Локально-абсолютная.
Условная.
Субъективная.
Перечисленные выше, уровни новизны различаются степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств педагогов и учащихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Ценность данного критерия состоит в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. Действительно, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности педагога, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве.
Значение критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления педагогом многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры: от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Источник: Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608с.