Главные члены предложения. Подлежащее - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 229
  • Скачиваний: 8

Урок русского языка по теме

"Главные члены предложения. Подлежащее" (8-й класс)

Цели урока:

·                     знакомство с главным членом предложения - подлежащим;

·                     отработка умения находить подлежащее в предложении.

Форма работы - групповая.

Ход урока

1. Интрига урока.

Сегодня на уроке нам предстоит заглянуть в не совсем обычный театр - театр русского языка. Представьте себе: мы сидим в зрительном зале. Место перед сценой – партер,  - это то место, где  находитесь вы.   Место для гостей – ложа. Наша ложа сегодня не пустует, сегодня у нас в гостях учителя русского языка и литературы. Давайте   обменяемся друг с другом своими добрыми  взглядами  и милыми  улыбками. Удобней усаживайтесь в зрительном зале.   Смотрите на сцену. Пока перед вами один актер – я – ваша учительница.  Сегодня 21 октября.  А тема нашего театрализованного представления: " Главные члены предложения. Подлежащее".

Зачем мы здесь сегодня собрались?  Постарайтесь сформулировать  цель нашей встречи?

Запишите дату и тему нашего урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

Вы не раз слышали фразу, что театр начинается с вешалки или с гардероба, где вы за ваши вещи получаете номерки. У вас на столах  они уже лежат, но не за вещи, а за знания.   И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов.   Ваша задача - закончить мои высказывания, ответить на вопросы, чтобы убедиться, что здесь вы находитесь не случайно.

1.                  Простое предложение - это предложение, в котором...

2.                  В чём различие словосочетания и предложения?

3.                  Главными членами предложения являются...

4.                  Двусоставным называется предложение, в котором ...

5.                  Односоставным называется предложение, в котором...

6.                  Объясните, почему  в русском языке порядок слов относительно  свободнее,   чем в некоторых иностранных языках .

7.                  Прямым порядком слов в предложении  называется такой порядок слов, при котором...

8.                  Обратным порядком слов в предложении  называется такой порядок слов, при котором ...

9.                  В чём различие подлежащего и сказуемого?

10.              Согласны ли вы, что сказуемое – главный член предложения?

11.              Подлежащее подчёркивается....

12.              Подлежащее    может быть выражено...

13.              Согласны ли вы, что подлежащее может быть выражено всеми частями речи?

3. Знакомство с новым материалом.                                                                                                                     Что нового узнаем    мы сегодня    о подлежащем?  Перед входом у любителей театра всегда есть возможность приобрести  программку. Сегодня это ваш учебник.  Откроем его на странице 46-47.   Воспользуемся пометками на полях.  +-v?   Что это?

Чтение про себя  текста.  Ответ на вопрос.

А сейчас я предлагаю вам прослушать видеоурок  и составить кластер.  \

Кто хочет выполнить эту работу на доске?

Озвучьте его.

Оцените свои ответы.

Взаимоопрос.

А теперь  обменяйтесь впечатлениями: расскажите друг другу, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

Диаграммы сравнения:

Подлежащее и обращение.

Именительный  и винительный  падежи.

Как известно, зрители не приходят в театр с пустыми руками,  с ними всегда  записная книга, в которой мы продолжаем делать записи.  Надеюсь, что справочный материал поможет вам  грамотно выполнить задание.  Читаем задание.  По цепочке  выполним выполним  упражнение  № 90 – 1часть.

Физминутка.  А вот пришло время  антракта, надо отдохнуть. Как известно, в театре каждый зритель сам актёр. Предлагаю вам исполнить роль в нашем спектакле.

Театр-экспромт.

Роли:  Петя, солнечные лучи,    учебники, тетради и дневник, тетрадь по русскому языку, портфель, будильник,    пёс Шарик,  одеяло

Ясное осеннее утро. В кровати лежит Петя и сладко посапывает. В окно заглянули солнечные лучи и пощекотали Петины пятки. Петя дрыгнул ногами, зевнул, повернулся на другой бок и продолжал спать. На столе дремали Петины учебники, дневник и тетради, разбросанные в беспорядке. Лишь один предмет в квартире не спал. Это был старый будильник. Он сосредоточенно отсчитывал часы, минуты и секунды. Вдруг его стрелки замерли, он собрал все силы и зазвенел.   Ведь он был очень ответственный, он понимал всю важность своей работы, поэтому от важности раздулся и зазвенел ещё громче.   В доме всё стихло.

Прошло некоторое время. Пёс Шарик решил, что пора бы позавтракать. Он подошёл к Пете и потянул с него одеяло. Петя выдернул одеяло, укрылся с головой и продолжал спать. Тогда Шарик громко залаял.   Петя схватил валявшийся в углу портфель и стал заталкивать в него учебники и тетради, одновременно натягивая носки. Мальчик надел рюкзак на плечи и побежал в школу. А на столе осталась тетрадь по русскому языку с домашним заданием. Она лежала и хитро улыбалась. Ведь она знала, что сегодня Петя принесёт в дневнике.

Проверка зрителей.

Спасибо. А   знаете  ли вы, уважаемые ученики,   что получите за урок. Запишите предполагаемую оценку на полях.

Действенное закрепление.

Задания для групп:

1.      Каждой группе предлагаются тексты, в которых нужно выделить подлежащие. Сделать вывод: какая часть речи чаще всего выражает подлежащее?

Наступило время покидать театр, а, следовательно, нужно пройти через гардероб. Задача учащихся - выделить подлежащее.

1.                  Дежурные внимательно следили за порядком.

2.                  Сквозь тучи пробился луч солнца.

3.                  Вчера посадили мы дерево.

4.                  Люблю грозу в начале мая.

5.                  Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.

6.                  Хороша была Танюша.

7.                  Жили-были дед да баба.

8.                  Каждый пошел в свой дом.

9.                  Комендантша с дочерью удалились.

10.              Кто-то угрюмо молчал.

11.              Для меня жить - значит работать.

12.              Красота есть обещание счастья.

Проверьте и оцените себя.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём «паучка», когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

·                                 Я (личный вклад собственного труда)

·                                 Мы (работа всего класса)

·                                 Дело (степень новизны темы)

Рефлексия:

Время подходит к завершению. Пора подвести итоги.

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Наше представление подошло к концу. И как бывает в театре, в антракте (перерыве) все идут в буфет подкрепиться.

На дом – повторить части речи, выполнить тестовые задания.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: