Урок русского языка по теме
"Главные члены предложения. Подлежащее" (8-й класс)
Цели урока:
· знакомство с главным членом предложения - подлежащим;
· отработка умения находить подлежащее в предложении.
Форма работы - групповая.
Ход урока
1. Интрига урока.
Сегодня на уроке нам предстоит заглянуть в не совсем обычный театр - театр русского языка. Представьте себе: мы сидим в зрительном зале. Место перед сценой – партер, - это то место, где находитесь вы. Место для гостей – ложа. Наша ложа сегодня не пустует, сегодня у нас в гостях учителя русского языка и литературы. Давайте обменяемся друг с другом своими добрыми взглядами и милыми улыбками. Удобней усаживайтесь в зрительном зале. Смотрите на сцену. Пока перед вами один актер – я – ваша учительница. Сегодня 21 октября. А тема нашего театрализованного представления: " Главные члены предложения. Подлежащее".
Зачем мы здесь сегодня собрались? Постарайтесь сформулировать цель нашей встречи?
Запишите дату и тему нашего урока.
2. Повторение ранее изученного материала.
Вы не раз слышали фразу, что театр начинается с вешалки или с гардероба, где вы за ваши вещи получаете номерки. У вас на столах они уже лежат, но не за вещи, а за знания. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Ваша задача - закончить мои высказывания, ответить на вопросы, чтобы убедиться, что здесь вы находитесь не случайно.
1. Простое предложение - это предложение, в котором...
2. В чём различие словосочетания и предложения?
3. Главными членами предложения являются...
4. Двусоставным называется предложение, в котором ...
5. Односоставным называется предложение, в котором...
6. Объясните, почему в русском языке порядок слов относительно свободнее, чем в некоторых иностранных языках .
7. Прямым порядком слов в предложении называется такой порядок слов, при котором...
8. Обратным порядком слов в предложении называется такой порядок слов, при котором ...
9. В чём различие подлежащего и сказуемого?
10. Согласны ли вы, что сказуемое – главный член предложения?
11. Подлежащее подчёркивается....
12. Подлежащее может быть выражено...
13. Согласны ли вы, что подлежащее может быть выражено всеми частями речи?
3. Знакомство с новым материалом. Что нового узнаем мы сегодня о подлежащем? Перед входом у любителей театра всегда есть возможность приобрести программку. Сегодня это ваш учебник. Откроем его на странице 46-47. Воспользуемся пометками на полях. +-v? Что это?
Чтение про себя текста. Ответ на вопрос.
А сейчас я предлагаю вам прослушать видеоурок и составить кластер. \
Кто хочет выполнить эту работу на доске?
Озвучьте его.
Оцените свои ответы.
Взаимоопрос.
А теперь обменяйтесь впечатлениями: расскажите друг другу, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.
Диаграммы сравнения:
Подлежащее и обращение.
Именительный и винительный падежи.
Как известно, зрители не приходят в театр с пустыми руками, с ними всегда записная книга, в которой мы продолжаем делать записи. Надеюсь, что справочный материал поможет вам грамотно выполнить задание. Читаем задание. По цепочке выполним выполним упражнение № 90 – 1часть.
Физминутка. А вот пришло время антракта, надо отдохнуть. Как известно, в театре каждый зритель сам актёр. Предлагаю вам исполнить роль в нашем спектакле.
Театр-экспромт.
Роли: Петя, солнечные лучи, учебники, тетради и дневник, тетрадь по русскому языку, портфель, будильник, пёс Шарик, одеяло
Ясное осеннее утро. В кровати лежит Петя и сладко посапывает. В окно заглянули солнечные лучи и пощекотали Петины пятки. Петя дрыгнул ногами, зевнул, повернулся на другой бок и продолжал спать. На столе дремали Петины учебники, дневник и тетради, разбросанные в беспорядке. Лишь один предмет в квартире не спал. Это был старый будильник. Он сосредоточенно отсчитывал часы, минуты и секунды. Вдруг его стрелки замерли, он собрал все силы и зазвенел. Ведь он был очень ответственный, он понимал всю важность своей работы, поэтому от важности раздулся и зазвенел ещё громче. В доме всё стихло.
Прошло некоторое время. Пёс Шарик решил, что пора бы позавтракать. Он подошёл к Пете и потянул с него одеяло. Петя выдернул одеяло, укрылся с головой и продолжал спать. Тогда Шарик громко залаял. Петя схватил валявшийся в углу портфель и стал заталкивать в него учебники и тетради, одновременно натягивая носки. Мальчик надел рюкзак на плечи и побежал в школу. А на столе осталась тетрадь по русскому языку с домашним заданием. Она лежала и хитро улыбалась. Ведь она знала, что сегодня Петя принесёт в дневнике.
Проверка зрителей.
Спасибо. А знаете ли вы, уважаемые ученики, что получите за урок. Запишите предполагаемую оценку на полях.
Действенное закрепление.
Задания для групп:
1. Каждой группе предлагаются тексты, в которых нужно выделить подлежащие. Сделать вывод: какая часть речи чаще всего выражает подлежащее?
Наступило время покидать театр, а, следовательно, нужно пройти через гардероб. Задача учащихся - выделить подлежащее.
1. Дежурные внимательно следили за порядком.
2. Сквозь тучи пробился луч солнца.
3. Вчера посадили мы дерево.
4. Люблю грозу в начале мая.
5. Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
6. Хороша была Танюша.
7. Жили-были дед да баба.
8. Каждый пошел в свой дом.
9. Комендантша с дочерью удалились.
10. Кто-то угрюмо молчал.
11. Для меня жить - значит работать.
12. Красота есть обещание счастья.
Проверьте и оцените себя.
На этапе рефлексии вызывает интерес приём «паучка», когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:
· Я (личный вклад собственного труда)
· Мы (работа всего класса)
· Дело (степень новизны темы)
Рефлексия:
Время подходит к завершению. Пора подвести итоги.
Что показалось вам сегодня трудным?
Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Наше представление подошло к концу. И как бывает в театре, в антракте (перерыве) все идут в буфет подкрепиться.
На дом – повторить части речи, выполнить тестовые задания.