Цели урока:
1.Систематизировать знания о наречии и служебных частях речи;
2.Организовать работу в деятельном режиме, совершенствовать орфографические умения, монологическую и диалогическую речь; Развивать у учащихся грамотность.
3.Развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку, воспитывать культуру речи и культуру письма
Методы и подходы: работа в сотрудничестве, метод развития памяти, метод использования фотографий, метод беседы.
Приёмы и формы работы: групповая и индивидуальная работа,парная работа, физминутка, выполнение заданий, мозговой штурм, работа над текстом в учебнике, интеллектуальная игра «Догадайся».
Оборудования к уроку: доска, проектор, слайды, карточки, картинки, плакаты, цветные карандаши, стикеры.
Тип урока: практикум.
Структура урока:
Организационный момент.
Подведение к теме урока (проблемная ситуация). Работа со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Определение темы и цели урока.
Работа по теме урока:
Деление класса на группы
Актуализация знаний
Опережающие задания.
Работа с учебником
Творческая работа в группах.
Творческие задания.
Итоги. Рефлексия. Оценки.
Домашнее задание (на выбор).
Ход урока:
І. Организационный момент
Обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке. Психологически подготовить учащихся к общению.
Приветствие, проверка подготовленности школьников к уроку, организация внимания школьников, раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Урок наш будет не совсем обычным.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сотворим урок.
Повернулись друг другу и улыбнулись.
Деление класса на группы. Распределение обязанностей
Однажды в школе один из учеников написал ,изучая части речи,затрудняясь при ее изучении , небольшую записку следующего содержания:
«Я невзлюбил ее еще задолго до того, как узнал о ней впервые. Всю жизнь она меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.
В школе мы закончим ее изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.»
- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Сейчас я вам раздам небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель раздает текст без служебных частей речи, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).
Работа в парах.
Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть,… самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, …его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.
… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, …испанский, итальянский … русский.
Правильный вариант.
Есть ли «связь» с языком, на котором говорит человек, с морщинами на его лице? Да, есть,и самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих на разных языках. Самым «жестким» для лица, по его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.
А это приводит к преждевременному его старению, появлению морщин и к складкам. Самыми «щадящими» для кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, как испанский, итальянский и русский.
Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.
- Каким одним словом называются эти части речи?
- Служебные.
- Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?
Класс записывает тему урока в тетради.
Объяснение нового материала.
А сейчас я вам прочитаю строки из стихотворения.
Беседа:
- Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов)
- Задание: найдите в данном тексте слова ,описывающие состояние природычеловека.Докажите.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Слова категории состояния:
Это неизменяемая часть речи
Обозначает состояние человека, природы, оценку действия
Отвечают на вопросы как? каково?
Не зависит от других слов
Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
-Какими событиями знаменателен этот год?Что произошло у нас в стране?
-Да.у нас в стране прошла Универсиада-2017 в городе Алматы,которая закончилась 8 февраля.В стране прошла выставка ЭКСПО-2017,которая закончилась 9 сентября.Была обновлена система образования.
Опережающие задания.Написать эссе на тему:
- ЭКСПО-2017»,используя наречия
- «Универсиада-2017»,используя предлоги
- «Если бы…»,,используя частицы
- Моя школа»,,используя союзы
Работа с доской.Выписать из эссе СКС,предлоги,союзы,частицы
У нас на уроке тоже пройдут сегодня своего рода соревнования по проверке ваших знаний по русскому языку.
- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?
«Как работать в группе»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
1.Уважай своего товарища.
2.Умей каждого выслушать.
3.Не согласен – предлагай!
- Деление класса на группы. Распределение обязанностей.
- Групповая работа.
II.Актуализация знаний.
Индивидуальное задание.
Блиц-опрос (учащиеся пишут в тетрадях ДА или НЕТ)
- Самостоятельные и служебные части речи равноправны. (нет)
- Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.(нет)
- Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.(да)
- Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.(нет)
- Служебные части речи не бывают членами предложения.(да)
- Служебные части речи имеют свое лексическое значение, как и самостоятельные.(нет)
- Служебные части речи живут сами по себе.(нет)
- К служебным частям речи невозможно задать вопрос.(да)
Задание для класса:написать через запятые слова,относящиеся к теме урока (норма-63 слова)
III/Основная часть
1) Вспомнить материал о наречии, вспомнить слова категории состояния составить синквейн.
2) Вспомнить материал о предлогах,составить кластер.
3) Вспомнить материал о союзах,венн-диаграмма (предлоги,союзы)
4) Вспомнить материал о частицах, венн-диаграмма (предлоги,частицы)
Исследовательская работа. Взаимооценка.Защита постеров.
Примерные ответы:
1 группа
1) Слова.
2)Безличные,характерные.
3)Описывают,обозначают,выражают.
4)Состояние живых существ,предметов или обстановки.
5)Предикаты.
2 группа
простые составные
производные непроизводные
3 группа
Учитель организует работу по таксономии Блума
- знание
- понимание
- применение
-синтез3
- анализ
Работа с учебником.Упр.37 на стр.20 .Работа в парах.
- наречия,обозначающие признак действия
- наречия,обозначающие признак другого признака
- наречия,обозначающие признак предмета
вытереть досуха,возвратиться затемно,поворот налево,повернуть направо,делиться по-братски,выслушать по-товарищески,не делать по-прежнему,говорить по-польски,горячо спорить,по-утреннему свежий,чуть-чуть теплый,повсюду известный,по-зимнему светло
Правильный ответ:
- наречия,обозначающие признак действия
вытереть досуха,возвратиться затемно, повернуть направо, делиться по-братски, выслушать по-товарищески,не делать по-прежнему,говорить по-польски,горячо спорить
2)наречия,обозначающие признак другого признака
по-утреннему свежий,чуть-чуть теплый,повсюду известный,по-зимнему светло
3)наречия,обозначающие признак предмета
поворот налево
Закрепление темы .
Творческая работа в группах.
1 группа Составить предложения,используя наречия.Перевести на казахский,русский,английский языки.
2группа. Составить предложения,используя предлоги.Перевести на казахский,русский,английский языки.
3группа. Составить предложения,используя частицы.Перевести на казахский,русский,английский языки.
4группа. Составить предложения,используя союзы.Перевести на казахский,русский,английский языки.
Итоги. Рефлексия. - Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока)
- Что узнали? 2. Чему научились?
- Что сумели сделать?
Рефлексия:
- «Светофор»
- Зеленый-все понятно.
- Желтый-есть затруднения.
- Красный-много непонятного.
- Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
- Как себя чувствовали на уроке?
- Что было интересным для вас? Что было неинтересным?
Оценки за урок.
Домашнее задание (на выбор):
- Подберите цитаты, в которых бы слова пора, жаль, охота, неохота, выступали в роли категории состояния.
- Составьте дидактический материал к уроку «Слова категории состояния», используя произведения русской классики.
- Спасибо за урок. Мне хотелось, чтобы вам было интересно. Если у вас возникли вопросы, я попытаюсь на них ответить.