Формы проведения родительских собраний - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 133
  • Скачиваний: 0

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит

Работая первый год в данной школе, основной задачей для меня, как классного руководителя, стало знакомство не только с учащимися, с их родителями, но и с особенностями микроклимата в семье, кругом общения ребят, степенью заинтересованности родителей в грамотном совместном формировании личности подростка. Родители должны понимать, что в стороне от этого процесса находиться нельзя. Это большая ответственность воспитывать молодое поколение, перед которым стоит задача чрезвычайной важности: стать не только сознательным и здоровым гражданином, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, успешным в жизни.

Классное родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно, полезно и носило познавательный характер? Как организовать работу по подготовке к родительскому собранию, чтобы в нем были задействованы все участники воспитательного процесса: классный руководитель, учителя – предметники, учащиеся и их родители? Как в процессе совместной деятельности влиять на формирование личностных качеств и социализацию подростка?

Чтобы отойти от стереотипа и чтобы родительское собрание выполняло главные свои функции, я придерживаюсь следующего плана:

1)     обязательное знакомство родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2)     психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)     планирование и обсуждение совместной с детьми деятельности (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.д.)

4)     совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Решая  эти задачи, я использую как традиционные формы проведения собраний (лекции, беседы с привлечением различных специалистов, работа по группам для обсуждения важнейших вопросов ...), так и пробую применять на практике и другие нетрадиционные формы.

На традиционных формах я сегодня останавливаться не буду, так как мы их все успешно применяем, попытаюсь осветить проводимую работу с использованием некоторых нетрадиционных формам.

Первое классное родительское собрание имеет чаще всего организационный, например, характер. Чтобы вывести родителей на диалог я в своей практике пользуюсь психологическими тестами, например, «Знаете ли вы своего ребенка», «Хороший ли вы родитель»...Проанализировав результаты и сопоставив их, перевожу разговор на существующие или возникающие проблемы классного коллектива. Большим подспорьем на этапе первого знакомства являются различные анкеты, на вопросы которых отвечают и учащиеся, и родители. Многие родители после сопоставления результатов  выходят с предложением пригласить того или иного специалиста на родительское собрание в качестве лектора.

Выбор вида и формы последующих родительских собраний зависит от их тематики и от поставленных целей. например, в  практике своей работы использую  такую форму   родительского собрания, как

родительский тренинг - целью  данной формы является привлечение родителей к решению проблем, которые возникают у каждого ребёнка в отдельности. Здесь могут быть использованы анкетирование, творческие работы в виде создания моделей семьи, герба, подбора гимна семьи (из тех, которые они знают). Результат - обсуждение проблемы в кругу семьи, с ребёнком, или индивидуальная консультация с педагогом. ( «Законы семьи. Законы жизни класса») Например, первоначально, раз это 5 класс вырабатывали с кадетами Законы класса, выяснили, что законы должны быть и в государстве и даже в семье. Далее провела  тренинг для родителей  по выработке Законов семьи. Результат -  обсуждение Законов в кругу семьи, с ребёнком. Оформление первой странички семейного альбома. ( «Законы семьи. Законы жизни класса»)

Собрание, проведенноё в форме дискуссии, явилось наиболее активной. Тема, затронутая на собрании, «Переходный возраст» явилась злободневной для родителей. Цель - привлечь внимание к внутреннему дискомфорту, который испытывает подросток в этот период развития, помочь родителям использовать правильные методы и приёмы воздействия, решения конфликтных ситуаций. Здесь были использованы приём решения педагогических ситуации, приём незаконченных предложений. Высказываясь и слушая других, родители начинают осознавать, что не только они «страдают» от этого переходного периода, но и сам ребёнок.

Форма круглого стола мною была выбрана для проведения собрания в третьей четверти. К этому моменту в нашем классном коллективе проявились   вопросы  по организации жизни класса, которые без помощи родителей решить оказалось сложно. Эти проблемы касались не только учебной деятельности, но и других составляющих частей. В частности организация поездок, проведение различных праздников, оформление каких- либо выставок... Недавно  родители предложили завести  «Книгу  отзывов», в которую свои предложения, пожелания, замечания и вопросы родители записывают в течение года и на итоговом  собрании вернуться к тем, которые остались без внимания.

Данная форма эффективна и при проведении тематических собраний.

В своей работе применяю современные мультимедийные технологии.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных  сегодня формах  (multi- много, media - способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные, описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным,аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Поэтому ввожу в практику  составление семьями для классного родительского творческого собрания электронных презентаций.

Презентация помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимися предполагает совместную деятельность с родителями по отбору содержания, выделению самого главного, составлению плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического и дизайн оформления. Учащиеся стремятся оживить объекты, подобрать музыкальное сопровождение. В результате приобретаются навыки работы с компьютером и прививается информационная культура. Данная технология может использоваться  при проведении любой формы собрания: творческих отчётов, собраний-  «качели», концертах...и перечисленных формах. Особое внимание необходимо уделять оценке презентации . В процессе работы над проектами ребята и родители должны учиться самостоятельно оценивать свою творческую работу, понять свои сильные и слабые стороны, найти отличие и взять на вооружение интересные идеи, элементы дизайна, творческие находки, которые присутствуют в других работах

Заключительное собрание будет проходить в форме устного журнала с привлечением ребят. Страницы к данному журналу можно выбраны по желанию родителей, учащихся: филологическая, математическая, музыкальная...  Но обязательно будет страница дискуссионная, где будут озвучены вопросы, которые не были решены в этом году, пожелания, рекомендации. И страница благодарственная, где, безусловно, всех «сотрудников» надо похвалить, поощрить, вселить веру в будущее, независимо от уровня участия.     Здесь же  будет проходить  презентация семейных альбомов, которые заполнялись в течение года.

Для ребят необходимо публичное признание, одобрение их труда не только педагогами, но и родителями. Таким образом, принятие и поддержка являются необходимыми условиями развития творческой активности и совершенствования творческого потенциала учащихся.

Мои эксперименты с нетрадиционными формами и  совместные поиски с родителями эффективных методов взаимодействия и сотрудничества привели к идее  о необходимости  организации родительских форумов. В электронном дневнике заходим в блог, обсуждаем возникшие вопросы и проблемы.

Использование в работе   современных   технологий и форм, позволяют мне сделать воспитательный процесс продуктивным и увлекательным, творческим и не трудоемким, а результат ярким, запоминающимся и эффективным.

А самый главный и приятный «плод» таких встреч - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: