Профессиональная компетентность педагога в условиях введения профессионального стандарта педагога - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 185
  • Скачиваний: 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Головинова Светлана Ивановна

МКОУСОШ № 4, с Киевка

Под понятием «профессиональная компетентность педагога» понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, которые необходимы учителю для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать такого педагога, который всегда на высоком уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, а именно достигает стабильно высоких результатов в обучении и культурном воспитании учащихся.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований и личного опыта, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Таблица 1. Основные направления развития профессиональной компетентности

Основные направления развития профессиональной компетентности

Работа в методических объединениях, творческих группах

Здоровьесберегающие технологии

Работа с разными категориями обучающихся

Дифференцированный подход к учащимся

Использование ИКТ

Трансляция собственного педагогического опыта

Повышение квалификации. Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации

Работа в методических объединениях, творческих группах, конкурсах

В целях повышения своей педагогической компетентности педагог должен постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов, проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности, выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания, создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива, а также пропагандировать достижения педагогической науки, результаты психологических исследований и эффективных образовательных технологий.

Участие учителя в конкурсах педагогического мастерства формирует такие навыки, как умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.

Здоровьесберегающие технологии

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяет решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от педагога особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Это и упражнения для улучшения осанки, упражнения для мышц рук, упражнения для глаз, физминутки, смена динамических поз и другие. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. Кроме того, у них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений. Эмоциональный климат урока, а также включение в него заданий здоровьесберегающего содержания, в совокупности с перечисленными выше методами и приемами, позволяют решать проблему укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Для примера положительного влияния здоровьесберегающих технологий на здоровье обучающихся привожу результаты собственного мониторинга, по которому прослеживается стабильное повышение уровня здоровья учеников.

Таблица 2. Результаты мониторинга здоровья обучающихся

Учебный год

болели 2 раза и более

болели 1 раз

не болели

2011–2012

12

3

3

2012-2013

7

2

9

2013 – 2014

5

2

11

Работа с разными категориями обучающихся

Развитие профессиональной компетентности педагога никогда не обходится без большого внимания к одаренным детям и  детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Главной целью, безусловно, является создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, общества и государства. Педагог должен ставить перед собой задачи:

- Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.

- Построение целостной системы работы с одарёнными детьми: проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и учителем через самостоятельную работу.

- Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

- Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческой направленности).

- Пополнение информационного банка данных по направлению «Одарённые дети»

Дополнительная дифференцированная работа также должна проводиться с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы «риска», пропустившие занятия по болезни).

Дифференцированный подход к учащимся

Осуществляя дифференцированный подход, педагог должен руководствоваться следующими требованиями:

1)      создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

2)      активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям;

3)      уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика;

Переход с одного уровня сложности задания на другой, повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся к предмету. В свою очередь, развитие познавательного интереса учащихся являются составляющими для развития навыков самостоятельной работы учащихся. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем.

На уроке должны просматриваться  способы дифференциации, которые предполагают: дифференциацию содержания учебных заданий: по уровню творчества, по уровню трудности, по объему. Учитель должен использовать разные способы организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру универсальных учебных действий. В условиях профессионального педагогического стандарта предпочтение отдавать следующим способам:

1) дифференциация по степени помощи учащимся;

2) дифференциация по уровню трудности или уровню творчества: учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное. Кроме того, использовать дифференциацию при организации домашней работы.

Использование ИКТ

В условиях введения профессионального стандарта педагога Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.
В целях повышения своей педагогической компетентности на своих уроках учитель должен использовать интерактивные возможности информационного пространства, как для подготовки учебного занятия, так и в процессе реализации целей и задач урока или внеурочного занятия. Развивая творческие способности, коммуникативные и информационные компетентности учащихся, учителю необходимо создавать ситуации поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебных жизненно и профессионально контекстных задач.

Трансляция собственного педагогического опыта

В числе основных критериев профессионализма педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта, демонстрации достижений через систему открытых уроков, мастер-классов. В информационный век нанотехнологий компетентную деятельность педагога трудно представить без размещения  на сайтах разработки  уроков, внеурочных мероприятий, презентаций, рабочих программ.

Ещё одним важным показателем высокой компетентности учителя на сегодняшний день является создание и дальнейшая защита электронного портфолио своих достижений.

Повышение квалификации. Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации

Совершенствование образовательной системы предполагает формирование у педагогов готовности продуктивно работать в условиях изменений, способности концептуального видения преподавания учебного предмета, умения согласовывать тенденции развития учебного заведения с современными преобразованиями социокультурной среды, с ее прошлым и настоящим, с возможностями собственного профессионального роста. Индивидуальный план повышения квалификации является частью муниципальной программы по системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, реализация которого заключается в ежегодном прохождении курсов повышения квалификации.

Главной целью индивидуального плана повышения квалификации является развитие профессионального мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Итак, профессиональная компетентность педагога в условиях введения профессионального стандарта - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Использованные источники

минобрнауки.рф

Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности в школе. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей за 2014-2015 гг.

Логинова О.Б. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов». М.: Педагогический университет

Иванов А.В. Использование портфолио учащимися в начальной школе. Методическое пособие для учителя.

Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М: ACADEMA, 2003. — 272 с.

Потапенко, Н. И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н. И. Потапенко — Минск: РИПО, 2005. — 81с.

Роговцева Н.И Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа.
Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб. пособие для средних учебных заведений. М.: Академия, 2005, — 146с.

Шклярова О.А., Демин С.В. Кадровая политика образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Журнал «Управление современной школой. Завуч» № 7 за 2015 г.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: