Формирование навыков и приемов смыслового чтения
«Как хорошо уметь читать!..»
Начало обучения и воспитания – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное - научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А.Петровский).
Сегодня в своем сообщении мне бы хотелось остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно у учеников начального звена, на первом году обучения, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках.
Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире….
В большей степени уроки по смысловому чтению направлены на формирование у обучающихся познавательных общеучебных, социальных коммуникативных и непременно межпредметных универсальных учебных действий.
Такая целенаправленная работа позволяет научить детей:
- Понимать смысл текста
- Анализировать текст
- Модифицировать текст
- Генерировать текст как устный, так и письменный.
Это позволяет создавать разнообразные метапредметные связи в мышлении ребенка, обеспечивающие эффективное обучение, как сейчас, так и в дальнейшем.
Вот слова Льва Дмитриевича Кудрявцева.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие ученика с учителем, учеников между собой, а также общение с разными типами текстов. Это взаимодействие с учебным материалом, способность не только понять его, освоить, но и выразить свои знания и умения в собственных текстах – устных и письменных.
Работу по воспитанию грамотного читателя, умеющего понимать текст, я начинаю с первых дней учебы в школе.
Уже с первых уроков мы начинаем работать с письменным текстом. На каждом уроке изобразительного искусства дети выражают свои мысли на листе со своим рисунком.
- Ты не умеешь еще писать? Не страшно. Скажи, что хочешь написать, а я – учитель – тебе помогу. Я запишу твои слова правильно и печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь? Это будет твой текст: ведь ты его сам придумал.
Так у нас появляется 28 предложений, детских, своих. С этими предложениями, напечатав на карточки для каждого ребенка, оформив в презентацию, работаем в классе уже на уроках обучения грамоте, письме.
В конце урока я предлагаю детям подумать что они хотели бы рассказать родителям о сегодняшнем дне и напечатать на маркерной доске одно-два предложения. Пока дети пишут строчки в прописях, у каждого проверяю грамотность текста. Затем свои предложения дети печатают в специальных тетрадочках. На следующий день нам предстоит самая сложная работа: пишем свои предложения под диктовку, слова из предложений, или имена детей, опираясь на тему урока.
Текст «от себя» - это рассказ о событии. Событии – о том, что имеет отношение к жизни ребенка, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать. Важное преимущество его – это настоящие тексты. Тексты детей нашего класса. Когда ребенок читает свои фразы и фразы друзей – это не просто школьная работа. Эта работа имеет для ребенка смысл, и я могу ждать от него особого усердия.
Хорошо поставленное чтение и умение работать с текстами в начальных классах, создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве начальной школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе первой ступени разворачивается внеурочная образовательная деятельность.
Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной деятельностью. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.
Учебные литературные проекты являются хорошей базой по формированию навыков работы смыслового чтения.
Во время участия в первом учебном сетевом проекте «Школа Буратино», организованного на сайте «Началка», нам предстояло ответить на проблемный вопрос «Что значит уметь читать?». Чем мы будем заниматься на проекте, кто герои нашего путешествия? Об этом дети узнали из текстов, найдя его на карточках в классе, которые развешивались по стенам и дети на перемене искали нужную информацию.
"Синквейн". Какое необычное слово для детей! В нашем путешествии дети узнали, что это слово обозначает и научились с ним работать. Каждый герой из сказки про Буратино, был отображен в синквейне.
Выполняя задания литературных проектов, на уроках много работали с текстом. Именно со своим текстом. На одном из этапов проекта о семье дети составляли рассказы о семейных традициях.
Затем, на уроках обучения грамоте я вплетала детские тексты в тему урока.
Искали пословицы о семье, работали над их содержанием и опять же использовали их на уроках письма.
В конце первого класса дети уже научились самостоятельно записывать свой рассказ. Конечно, были ошибки, но мы же только учимся!
Какие игрушки были у бабушек и дедушек? Об этом узнали дети, участвуя в следующем учебном проекте «Путешествие в Игромир». Рассказы детей об игрушках дедушек и бабушек помогали нам на уроках литературного чтения работать с текстом.
У моей бабушки была любимая игрушка - тряпичная кукла, которую ей сшила ее бабушка. Она была набита ватой, вместо глаз были пуговицы, а волосы были сделаны из ниток. Когда моя мама была маленькой, бабушка ей сшила такую же куклу. Теперь эта кукла у меня. Я ее очень люблю. Настя
Бабушка рассказывала, что почти все игрушки они делали своими руками. Куколок шили и набивали их ненужными тряпочками, еще вырезали кукол и одежку из бумаги. Мой прадедушка для моей бабушки Наташи сделал сам деревянную лошадку.
В мамино и папино детство игрушки продавали в магазинах и у них были: конструктор, кубики, куклы. Любимая мамина кукла была с розовыми волосами и в красивой одежде. Ей купили, когда маме было семь лет. Папа машинки делал сам из железного конструктора, вставлял моторчик и батарейки.
У меня игрушки почти такие же, как у мамы и папы. Только они стали ярче и красивее. Даня П.
На следующем уроке записывали предложения в тетрадь из рассказов детей, вспоминая изученные правила.
Могу с уверенностью сказать, что такая работа с текстом, своим текстом, приносит детям радость и удовлетворение.
Работа со своим текстом помогла плавно перейти к технологии продуктивного чтения.
Продуктивное чтение является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Вот несколько приемов, над которыми мы работаем с детьми на уроках.
№1.Сейчас ты будешь говорить с текстом. Читай стихотворение по строчкам и выполняй задание.
«Ива».
Вспомни или спроси у взрослых, как выглядит это дерево.
Плачет ива у обрыва.
Что захотелось спросить у текста?
Что интересно узнать?
- Кем обижена ты, ива?
Придумай свои ответы на этот вопрос текста.
Сравни ответ с текстом.
Видно, ветер, по привычке,
Дернул иву за косички.
/В. Бирюков/.
Если ты придумал другой интересный ответ на вопрос текста – это очень хорошо. Прочитай текст целиком от начала до конца.
№2. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком. (показать пример)
№3. В этом тексте вопрос спрятался. Попробуй найти его в тексте. Найди в тексте ответ на этот вопрос. Это серьезный ответ или нет? Придумай свой несерьезный ответ на вопрос, который спрятался в этом тексте.
Читай текст и делай свой прогноз. / вставляй пропущенные слова/.
«Без чего не бывает».
Знайте, не бывает лодки без … /реки/,
Праздника без… /песни/, хлеба без …/муки/,
Дождика без… /тучки/, розы без … Шипов/,
Сказок без … /начала/, леса без … /грибов/.
Знайте, не бывает дружбы без … /друзей/,
Лестниц без … /ступенек/, дома без … /дверей/.
Утра без … /рассвета/, дыма без… /огня/.
В общем, продолжайте дальше без меня.
/М. Пляцковский/.
Прочитай стихотворение так, как сочинил его поэт М. Пляцковский.
Попробуй продолжить текст, вспомнив, чего без чего не бывает.
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
В конце своего небольшого сообщения прошу составить синквейн.
Правила написания синквэйна:
- 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- 3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- 4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
- 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Чтение
Какое? Смысловое, осознанное, вдумчивое
Что делает? Развивает, обогащает, информирует
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.
Знание