Формирование связного высказывания у детей с ОНР - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 93
  • Скачиваний: 3

Формирование связного высказывания у детей с ОНР

Сформированная связная речь –важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи –конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и  ребенка.

 В своей работе большое внимание уделяется составлению детьми описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений , в занятия обязательно включают логические упражнения:

- расстановка картинок в логической, временной последовательности;

-восстановление специально пропущенного звена;

-придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

 Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенности строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план- схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению-личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие)-самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

-придумывание конца или начала готового рассказа;

-составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;

-по опорным словам;

-на тему.

Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала , развития коммуникативных способностей воспитанников мы предлагаем родителям рассмотренные виды детских рассказов оформить в виде  красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда с родителями.

Сочинение –записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

  1. Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме , словарную работу , рассматривание какого-либо предмета или картины ( серии картин) и ознакомлении с ними , ознакомление с художественными произведениями .
  2. Составление рассказа на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
  3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
  4. Консультации для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации ( проводится по каждому конкретному сочинению).
  5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с родителями

- рассказ ребенка

-доработка, коррекция рассказа родителями;

-повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений ;

- запись и красочное оформление рассказа.

  1. Проверка домашнего задания ( может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).

Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течении недели. Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без нее.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: