Формирование связного высказывания у детей с ОНР
Сформированная связная речь –важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи –конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
В своей работе большое внимание уделяется составлению детьми описательного и повествовательного характера.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений , в занятия обязательно включают логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
-восстановление специально пропущенного звена;
-придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.
Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенности строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план- схема для составления рассказа-описания.
Основа рассказов по представлению-личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.
Рассказы по воображению (творческие)-самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
-придумывание конца или начала готового рассказа;
-составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;
-по опорным словам;
-на тему.
Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.
Для осознанного и успешного усвоения учебного материала , развития коммуникативных способностей воспитанников мы предлагаем родителям рассмотренные виды детских рассказов оформить в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда с родителями.
Сочинение –записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду.
Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
- Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме , словарную работу , рассматривание какого-либо предмета или картины ( серии картин) и ознакомлении с ними , ознакомление с художественными произведениями .
- Составление рассказа на подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
- Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
- Консультации для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации ( проводится по каждому конкретному сочинению).
- Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с родителями
- рассказ ребенка
-доработка, коррекция рассказа родителями;
-повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений ;
- запись и красочное оформление рассказа.
- Проверка домашнего задания ( может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т.е. в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течении недели. Сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем и без нее.