Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Сафонова Юлия Владимировна
Северо-Казахстанская область
Кызылжарский район
Глубоковская основная школа
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
Н.А.Некрасов
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.
Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.
Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».
Хочу привести высказывания политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные ценности, а все остальное лишь механизм».
В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.
Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через:
· Развитие демократических гражданских качеств;
· Выработку осознанности гражданской позиции;
· Сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
· Стремление к активным действиям для решения существующих проблем
Юному гражданину необходимо:
· во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;
· во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;
· в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.
В работе по данному направлению можно встретить ряд противоречий, заключающихся в том, что происходящие в государстве изменения связанны со становлением гражданского общества и развитием демократического государства, общественной и государственной необходимостью в полноправных самостоятельных гражданах, но, в то же время, не сформулирована национальная идея, не разработан опыт формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогики и образовательной практике.
Общество и государство нуждается в полноправных самостоятельных гражданах, а мы часто встречаемся с политическим инфантилизмом и гражданским равнодушием.
Формирование активной гражданской позиции учащихся – это процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.
Формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе обучения истории через использование компетентностного подхода будет более эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий, если:
· учащиеся будут вовлечены в регулярную и поэтапную деятельность;
· взаимодействие учителя с учениками будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с учащимися;
· учитель откажется от проявления волевых методов воздействия на мотивационную деятельность учащихся;
· успехи и достижения воспитанников будут поощряться;
· в системе будет производиться взаимодействие с социумом;
· создание условий для предъявления результатов деятельности учащихся на внешнем уровне.
Гражданское образование – это воспитание и обучение ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:
· формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;
· воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;
· создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая за чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее будущее и настоящее, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота и гражданина.
Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приемы: лабораторные работы, творческие задания; ролевые игры, использую ИКТ.
Лабораторные работы предусматривают анализ исторических источников. В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются выработать собственную версию истории и дать субъективную оценку историческим процессам, событиям и личностям, через образы прошлого почувствовать колорит, ценности эпохи, учатся мыслить, рассуждать, анализировать информацию, вырабатывают собственную позицию. Для формирования гражданской позиции большое значение имеет работа с такими документами как воспоминания участников исторических событий, описания битв, сражений, характеристики реформ, биографические сведения об исторических личностях. Особое место конечно занимает Конституция РК. Например, на уроке при изучении политических процессов 90-х использование текста Конституции способствует ознакомлению учащихся с изменением структуры политической власти. Особое значение имеет работа с преамбулой Конституции, начинающейся словами «мы, народ Казахстана..», осмысление и анализ которой формирует осознание единства, толерантности, и гражданскую ответственность за судьбу государства.
Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные диски по истории имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, что дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки.
В своей работе по гражданскому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.
Для ликвидации политического инфантилизма, который очень распространен в молодежной среде, часто на уроках проводятся политические пятиминутки. Учащиеся уже с 7 класса знают, что можно получить оценку, анализируя, оценивая или высказывая свою точку зрения по поводу просмотренных выпусков новостей или общественно – политических программ.
Отлично действует на школьников информация об уже проведенных конференциях и чтение докладов сверстников. Только здесь рождается понятие о возможности своего проявления в полную меру. На этих мероприятиях различного уровня учащиеся могут проявить свои лидерские качества, качества оратора, умение работать в группе, а это уже коммуникативная компетенция. Но прежде чем выступать перед большой аудиторией учащиеся учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее в классе.
Показателями сформированности активной гражданской позиции будут являться:
· интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);
· отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);
· работа в органах ученического самоуправления;
· успешная социализация учащихся после окончания школы.
Таким образом, уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить все, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина Казахстана. От роста сознательности и социальной активности граждан Казахстана, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.