Карнюшина Анастасия Денисовна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им.И.А.Куратова», г.Сыктывкар
Формирование жизненных компетенций младших школьников с РАС
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обучения по формированию жизненных компетенций младших школьников с РАС, из психолого-педагогические характеристики.
Ключевые слова: компетенции, характеристика, группы, виды, характеристика.
Актуальность изучения социализации детей с расстройством аутистического спектра определяется важностью влияния общества на всестороннее развитие человека.
Цель исследования: изучение процесса социализации детей, выявление трудностей социализации детей с расстройством аутистического спектра, теоретическое обоснование, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
Задачи исследования:
1 Теоретический анализ литературы по изучению социализации в онтогенезе, дизонтогенезе у детей;
2 Планирование, организация, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента;
3 Обзор методов и методик коррекции социализации у детей с расстройством аутистического спектра;
4 Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с расстройством аутистического спектра, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
5 Проанализировать динамику процесса социализации у детей с расстройствами аутистического спектра по результатам проведенной коррекционной работы.
Менялось с течением времени отношение к проблеме образования и социализации детей с РАС. На это влияли научные данные и исследования по проблеме аутизма, общественное мнение по вопросам обучения детей-инвалидов и их социализации, изменение государственного регулирования в этой сфере. На решение вопроса об образовании и социализации детей с РАС и содержании этого процесса влияли общие подходы к образованию, сложившиеся в том или ином обществе, а также развитие общественных наук.
Башина В.М. выделяет следующие этапы развития представлений об аутизме: донозологический, доканнеровский, каннеровский и послеканнеровский [1, с.240]
Таким образом, необходимо отметить, что существует множество трактовок термина РАС это связано с поиском корректного понятия, которое бы, с одной стороны, выражала основную суть нарушения, а с другой точки зрения – не содержала бы оттенка оскорбления.
Выделяют четыре группы детей с РАС:
- аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего;
- имеют самые простые формы активного контакта с людьми, аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении);
- имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие;
- аутизм наименее глубок, он выступает не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия;
Начало данного возрастного периода характеризуется кризисом 7 лет, который выявляет несформированные психические качества индивида.
На момент поступления ребёнка в школу возможности социализации в семье практически исчерпаны. Образовательное учреждение становится особым институтом социализации, в котором происходит процесс развития когнитивных способностей личности посредством усвоения системы базовых теоретических навыков, а также и формирование социальных установок общества через целенаправленную систему обучения и воспитания.
Требования, предъявляемые к ребенку, как к социально адаптированной личности значительно повышаются, что способствует усложнению форм поведения и совершенствованию механизмов саморегуляции и социализации в целом, увеличивается нагрузка на психическую и интеллектуальную сферу развития личности, которые являются важными факторами в становлении психосоциального развития.
Успешность преодоления кризиса, по мнению В. В. Давыдова – советского и российского педагога и психолога, зависят от индивидуальных характеристик личности, ее способности адаптироваться и социализироваться в представленных условиях, соответствовать социальной роли ученика, психофизиологических и соматических возможностей. [4, с.288]
Коррекционно-развивающая работа с детьми с аутизмом требует терпения и кропотливости. Не избежать в ней периодов спада, регрессии. Однако определенный процесс психического развития большинства занимающихся заметен уже на первом году обучения. Исследователи обращают внимание на то, что при адекватной коррекционной помощи дети преодолевают страх перед контактом с окружающим миром, перед обучением, они становятся более открыты, начинают вступать в общение. Исчезает негативизм по отношению к использованию речи, что способствует увеличению запаса сведений, приобретению начальных навыков счета, письма, улучшению моторики. Появляется личностное отношение к себе и ситуации: реакция на похвалу и порицание, осознание ряда своих болезненных особенностей, элементы контроля за своим поведением и желание помощи со стороны взрослых.[3, с.15-16]
Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия – постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение используются коммуникативные карточки с рисунками, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.
Коррекционно-развивающая работа с детьми РАС достаточно специфична в связи с особенностями их развития. Учитывая это, социально-бытовая адаптация проводится в два этапа: развитие взаимодействия с ребенком, формирование разнообразных видов самообслуживающего труда.