Взаимодействие социального педагога и классного руководителя - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 140
  • Скачиваний: 16

Взаимодействие социального педагога с классными руководителями

Разделы: Социальная педагогика

Обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом – это человек, обучающийся в социальной среде.

Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей  у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе  классные руководители в начале каждого учебного года  для работы в классе составляют социальный паспорт класса и список об чающихся по категориям для составления социального паспорта школы (Приложение 1), в котором отражают количество детей из многодетных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, матерей-одиночек, находящихся под опекой, детей из семей родителей-инвалидов, детей и семей «группы риска», детей и семей, стоящих на учете в ОДН, нарушителей дисциплины, детей-лидеров+, детей-лидеров-. Затем составляю  сводную таблицу по категориям по школе, дошкольным отделениям, а затем по комплексу. Справку по социальному составу и социальный паспорт по комплексу для дальнейшей работы. (Приложение2)

Чаще всего  классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на обучающегося и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка;

своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и социальных педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:

организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;

своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

оказание социальной помощи и поддержки обучающихся;

пропаганда и обеспечение здорового образа жизни среди детей и подростков;

развитие демократических основ жизни детских коллективов;

поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе  работа с этими детьми происходит следующим образом:   выявляются,   заносятся в банк данных в «группу риска», после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: