Подавляющее большинство парфюмерно-косметических продуктов, а также гигиенических средств, доставляется в Россию из зарубежных стран. Основными производителями и поставщиками этой продукции являются Германия, Польша, Франция и Италия.
При перевозках парфюмерно-косметической продукции, как правило, используется несколько видов транспорта. В основном это автоперевозки. Продукция, относящаяся к бытовой химии, а также парфюмерно-косметические товары, относятся к грузам, обладающим специфическими свойствами. При транспортировке данного вида грузов необходимо четкое соблюдение температурного режима. Ни в коем случае нельзя допускать перегрева парфюмерной продукции, впрочем, как и сильного переохлаждения. Все товары косметической линии, а также бытовая химия очень чувствительны к изменениям температурного режима. При нарушении этого режима в продукции происходят необратимые химические изменения, и она теряет свои полезные свойства, попросту не может быть использована по назначению. Процедура таможенного оформления грузов и контроля осуществляется на таможенных терминалах [3].
Именно поэтому не рекомендуется длительный простой автотранспорта на таможенных постах [4]. Следовательно, продолжительность перевозки является ключевым показателем данной операции.
Парфюмерия представляет собой высоколиквидный товар, который легко сбыть. Это вызывает значительные криминальные риски.
Поэтому для транспортировки больших партий грузов парфюмерии в некоторых районах водителю может потребоваться сопровождение в виде охраны, что увеличивает стоимость этой операции.
Заключая договор на перевозку такого специфического товара, необходимо согласовать с грузоперевозчиком все нюансы, касающиеся сроков и соблюдения специфических условий транспортировки [3].
С учетом изложенного принято выделять два ключевых показателя:
- 1. Время доставки;
- 2. Сохранность груза.
И именно их учитывать при выборе варианта перевозки на множестве альтернатив. Поясним ситуацию с использованием примера.
Склад компании Major Terminal заключает договор на год с главным складом компании Beiersdorf, находящимся в Германии, по перевозке продукции с логотипом Nivea. Возможны 4 варианта перевозки косметической продукции, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Исходные данные
Показатели (Пj) / варианты (Вi) | В1 | В2 | В3 | В4 |
Время доставки груза (ч), (П1) | 30,9 | 28,4 | 26,6 | 32,7 |
Сохранность груза (%),(П2) | 87,5 | 99,8 | 94,3 | 89,9 |
Необходимо выбрать оптимальный вариант перевозки косметической продукции. Воспользуемся методом Бофа [2].
Решение:
- Ранжируем показатели по важности (таблица 2).
Таблица 2.
Ранжирование показателей по важности
Показатели | П1 | П2 |
Ранги (Rj) | 1 | 2 |
- Рассчитываем весовые коэффициенты показателей:
Cj=1- [(Rj-1) / K],
где K – количество показателей (2).
Таблица 3.
Весовые коэффициенты показателей;
П1 | П2 | |
1 | 0,5 |
- Нормируем весовые коэффициенты показателей их суммой:
Таблица 4.
Нормированные величины
Время доставки груза | Сохранность груза | |
- Ранжируем варианты цепей поставок по каждому показателю:
Таблица 5.
Ранжирование вариантов по каждому показателю
В1 | В2 | В3 | В4 | |
П1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
П2 | 1 | 4 | 3 | 2 |
- Рассчитаем весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю по формуле:
Cji=1- [(Rji-1) / M],
- где M – количество вариантов (4):
Таблица 6.
Весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю
В1 | В2 | В3 | В4 | |
Время доставки груза | 0,5 | 1 | 0,75 | 0,25 |
Сохранность груза | 1 | 0,25 | 0,5 | 0,75 |
- Нормируем весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю их суммой.
Таблица 7.
Нормирование весовых коэффициентов вариантов по каждому показателю их суммы
В1 | В2 | В3 | В4 | |
П1 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0,1 |
П2 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
- Рассчитываем значения обобщённого показателя привлекательности вариантов доставки груза (скалярное произведение значений таблицы 4 (строка) и значений соответствующих столбцов таблицы 7):
;
;
;
.
По критерию наибольшего результат выбираем лучший вариант доставки груза В2.
Таким образом, как следует из результатов исследования, авторами предложена простая, инвариантная к количеству сравниваемых альтернатив методика выбора оптимального варианта перевозки груза, которая рекомендуется для использования на практике.