Вода. Водоёмы нашего края - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 175
  • Скачиваний: 15

ВОДА. ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ.

Цели:

  • сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
  • ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: карточки для проверки домашнего задания и повторения изученного материала, глобус, карта области,  звук воды. Окружающий мир 2 класс Рабочая тетрадь А. А. Плешаков часть 1. Окружающий мир 2 класс учебник А. А. Плешаков часть 1.

Ход   урока

  1. I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

- Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними.

(Ответы детей.)

  1. Индивидуальная работа по карточкам,
    Карточка №1

Дополни схему:

Формы поверхности:

Равнины

Горы

1.     холм

 

2.     овраг

 

3.     балка

 

  Карточка № 2

Замените предложение одним словом:

  • Горы, созданные руками человека из отходов - пустых пород, ос­тавшихся после переработки добытых полезных ископаемых.
  • Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.
  • Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.
  • Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота
    которой более 1000 метров.

-  Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Графический диктант

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак « +», если не согласны, то ставьте знак « —«.

  • Формы земной поверхности - это равнины и горы.
  • Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
  • Терриконы - это горы, созданные природой.
  • Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.

-  Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили пра­вильно.

-  Овраги и балки украшают поверхность родного края.
(Ответ: + — + + -)

III. Изучение нового материала

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я — река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.(Вода.)

-  Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
  • Какая вода в водоемах нашего края?
  • Где вода соленая? (В морях и океанах.)
  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их про­исхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и соз­данные человеком (искусственные).

-Какие особенности имеют естественные водоемы? (ручей – маленький и узкий по размеру. Река имеет большие размеры, имеет течение и впадает в более крупные реки и моря.  Озеро – не имеет выхода в море или другие водоемы. Море, в отличие от океана, имеет меньшие размеры.)

-Подмосковье богато водоемами. От тихих прозрачных заповедных лесных озер до рукотворных морей – водохранилищ, как Истринское, Можайское, Рузское, Клязьминское. От маленьких речушек, голубых капилляров земли, до крупного водного бассейна, которым является Москва –река. А всего в Московской области всего 2000 рек и речушек.

- Для того чтобы продолжить работу и по подробнее узнать о естественных водоемах Можайского района мы вспомним схему реки.

  -  Как называют место, где река берет свое на­чало? (Исток.)

  • А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?(Устье.)
  • Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть
    правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и пра­выми.)
  • А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда
    справа будет правый берег и правые притоки, а слева — левый берег
    и левые притоки.)

Прослушивание сообщений учеников о реках Можайского района

  1. IV. Физкультминутка Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

  1. Продолжение изучения новой темы.
  • О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали?
    {Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)
  • А еще что вы знаете о значении водоемов? {Люди берут из водоемов
    воду для питья и приготовления пищи. Водоемы
    - это дом для рас­
    тений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных
    нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и
    фабрики.)
  • Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может
    существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы
    правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в
    учебнике на с. 53, 3-й абзац.
  • Как взрослые и дети должны охранять водоемы? {Нельзя допускать,
    чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор,
    оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, рас­
    чищать родники и ручьи.)

   В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные
сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и
используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в пей
растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений
и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также
опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть
в водоем, что опасно для всего живого.

  1. Работа в рабочей тетради. С.37,№1,№2
  • Прочитайте. Выполнив задания получили вывод- вода- это жизнь
  • Что относится к естественным водоемам? Назовите. (Река, ручей,
    озеро, море, океан.)
  • Запишите в таблицу.
  • Назовите искусственные водоемы. (Канал, водохранилище, пруд.)

-    Рассмотрите карту своего края. Найдите водоемы. Запишите в тет­
ради водоемы своего края.

  • Запишите основные сведения о водоемах своего края.
  • Прочитайте.

-  Составьте план описания водоема. Устно. Работа в группах. Прочитайте.

  • Используятекст и карточки лежащие у вас на партах, составьте схему «Значение водоемов в
    природе и жизни людей».
  • Что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду
    для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений
    и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По
    воде перевозят грузы. Воду для. работы берут заводы и фабрики.
    Водоемы — это место отдыха людей.)
  • Какие экологические   проблемы   выражены   этими   знаками-
    рисунками.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисун­
    ке. (Сточные воды и различный мусор попадают в различные водо­
    емы и загрязняют их.)
  • Запишете в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисун­
    ке. (Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них раз­
    битые бутылки, консервные банки и многое другое.)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисун­
    ке. (Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения
    урожайности. Но иногда их используется больше нужного количе­
    ства, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохими­
    катов в водоемы.)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на четвертом ри­
    сунке. {Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)
  • Запишите в тетради.
  1. Закрепление изученного

Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа прово­дится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

Памятка

  1. Не бросай мусор в воду.
  2. Не оставляй мусор на берегу,
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
  • Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не
    должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядо­
    химикаты.)
  • Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра
    «Слова».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда!

Играем в слова!

Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово ока­залось последним.

-  Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды для
быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отды­
ха; перевозка грузов.)

VII.   Подведение итогов урока

-  Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?
Выставление оценок.

Рефлексия

Домашнее задание

  • Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 52-55). Выполнить задание № 4 (с. 38).
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: