ВОДА. ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ.
Цели:
- сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
- ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: карточки для проверки домашнего задания и повторения изученного материала, глобус, карта области, звук воды. Окружающий мир 2 класс Рабочая тетрадь А. А. Плешаков часть 1. Окружающий мир 2 класс учебник А. А. Плешаков часть 1.
Ход урока
- I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
- Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними.
(Ответы детей.)
- Индивидуальная работа по карточкам,
 Карточка №1
Дополни схему:
Формы поверхности:
| Равнины | Горы | 
| 1. холм | |
| 2. овраг | |
| 3. балка | 
Карточка № 2
Замените предложение одним словом:
- Горы, созданные руками человека из отходов - пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.
- Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота
 которой более 1000 метров.
-  Углубление с крутыми осыпающимися склонами. 
 
 
Графический диктант
Если вы согласны с высказыванием, пишите знак « +», если не согласны, то ставьте знак « —«.
- Формы земной поверхности - это равнины и горы.
- Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
- Терриконы - это горы, созданные природой.
- Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.
- Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.
-  Овраги и балки украшают поверхность родного края.
 (Ответ: + — + + -)
III. Изучение нового материала
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я — река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.(Вода.)
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Какая вода в водоемах нашего края?
- Где вода соленая? (В морях и океанах.)
- Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
-Какие особенности имеют естественные водоемы? (ручей – маленький и узкий по размеру. Река имеет большие размеры, имеет течение и впадает в более крупные реки и моря. Озеро – не имеет выхода в море или другие водоемы. Море, в отличие от океана, имеет меньшие размеры.)
-Подмосковье богато водоемами. От тихих прозрачных заповедных лесных озер до рукотворных морей – водохранилищ, как Истринское, Можайское, Рузское, Клязьминское. От маленьких речушек, голубых капилляров земли, до крупного водного бассейна, которым является Москва –река. А всего в Московской области всего 2000 рек и речушек.
- Для того чтобы продолжить работу и по подробнее узнать о естественных водоемах Можайского района мы вспомним схему реки.
- Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?(Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть
 правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда
 справа будет правый берег и правые притоки, а слева — левый берег
 и левые притоки.)
Прослушивание сообщений учеников о реках Можайского района
- IV. Физкультминутка Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
 Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
 Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
 Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
 Чтобы плыть ещё скорей,
 Надо нам грести быстрей.
 Мы работаем руками.
 Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
 А теперь пора нам, братцы,
 На песочке поваляться.
 Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
 И на травке отдыхаем.
- Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали?
 {Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)
- А еще что вы знаете о значении водоемов? {Люди берут из водоемов
 воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для рас
 тений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных
 нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и
 фабрики.)
- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может
 существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы
 правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в
 учебнике на с. 53, 3-й абзац.
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы? {Нельзя допускать,
 чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор,
 оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, рас
 чищать родники и ручьи.)
   В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные
 сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и
 используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в пей
 растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений
 и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также
 опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть
 в водоем, что опасно для всего живого.
- Работа в рабочей тетради. С.37,№1,№2
- Прочитайте. Выполнив задания получили вывод- вода- это жизнь
- Что относится к естественным водоемам? Назовите. (Река, ручей,
 озеро, море, океан.)
- Запишите в таблицу.
- Назовите искусственные водоемы. (Канал, водохранилище, пруд.)
-    Рассмотрите карту своего края. Найдите водоемы. Запишите в тет
 ради водоемы своего края.
- Запишите основные сведения о водоемах своего края.
- Прочитайте.
- Составьте план описания водоема. Устно. Работа в группах. Прочитайте.
- Используятекст и карточки лежащие у вас на партах, составьте схему «Значение водоемов в
 природе и жизни людей».
- Что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду
 для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений
 и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По
 воде перевозят грузы. Воду для. работы берут заводы и фабрики.
 Водоемы — это место отдыха людей.)
- Какие экологические   проблемы   выражены   этими   знаками-
 рисунками.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисун
 ке. (Сточные воды и различный мусор попадают в различные водо
 емы и загрязняют их.)
- Запишете в тетради.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисун
 ке. (Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них раз
 битые бутылки, консервные банки и многое другое.)
- Запишите в тетради.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисун
 ке. (Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения
 урожайности. Но иногда их используется больше нужного количе
 ства, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохими
 катов в водоемы.)
- Запишите в тетради.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на четвертом ри
 сунке. {Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)
- Запишите в тетради.
- Закрепление изученного
Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.
После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.
Памятка
- Не бросай мусор в воду.
- Не оставляй мусор на берегу,
- Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не
 должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядо
 химикаты.)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра
 «Слова».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда!
Играем в слова!
Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово оказалось последним.
-  Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды для
 быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отды
 ха; перевозка грузов.)
VII. Подведение итогов урока
-  Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?
 Выставление оценок.
Рефлексия
Домашнее задание
- Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 52-55). Выполнить задание № 4 (с. 38).
