«Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
Воспитатель: Соколова А.Н.
В нашей группе воспитываются дети с проблемами в интеллектуальном развитии, со смешанными специфическими нарушениям, что часто влечет за собой проблемы в развитии моторной сферы и в общем физическом развитии ребенка.
Работа с детьми ведется в нашей группе по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка: «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Особое внимание мы уделяем художественному творчеству. Ведь именно в дошкольном возрасте, более чем когда-либо, изобретательная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом.
Основные задачи художественно-эстетического развития: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности; формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ; слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.
На практике мы столкнулись с определенными трудностями при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по изобразительной деятельности:
-дети плохо владеют художественными материалами: кистью, красками, карандашами, фломастерами;
-слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура;
-часто не знают с чего начать рисовать, очень многим детям требуется помощь, либо контроль взрослого.
-в предметном рисовании искажают форму, не дорисовывают детали предметов, плохо закрашивают, не подбирают цветовую гамму.
-в сюжетном рисовании не могут определиться с сюжетом, не передают взаимодействия и движения людей и животных, плохо запоминают способы изображения предметов;
-редко проявляют фантазию, в основном копируют образец;
-дети боятся рисовать, им кажется, что они не умеют, и у них ничего не получится и т.д.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет ши-роко использовать ее в качестве действенного средства коррекции недостатков психики особого ребенка. Кроме этого, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоро-вья. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят.
Опробуя на практике разные методики и техники в нашей группе, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов при обучении детей. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Учитывая эти проблемы, можно поставить, при работе с детьми, следующие цели и задачи.
Целью использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей с ОВЗ системы первоначальных изобразительных навыков и умений.
Задачи:
- Формировать у детей с ОВЗ интерес к изобразительной деятельности
- Развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую мото- рику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную речь
- Способствовать обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:
- Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
- Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
- Организация предметной среды (материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь), а так же различные нетрадиционные материалы: поролоновые тампоны прямоугольной формы, трубочки для коктейля, старые зубные щетки, пенопласт, ватные палочки, печати с различными рисунками и т.д.
- Проведение специальных пальчиковых игр и упражнений.
- Обязательная совместная деятельность детей и педагога.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обу-чения мы проводим обследование детей для выявления изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию. При составлении плана учитываем индивидуальные особенности и воз-можности детей.
Так же пытаюсь заинтересовать нетрадиционными техниками рисования не только детей, но и родителей с помощью: бесед, консультаций, папок-передвижек, буклетов, организации выставок детских работ в нетрадиционных техниках. Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения является одним из актуальных направлений коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.
Практика показывает, что использование нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и смятие бумаги, размазывание пластилина пальцем по бумаге, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких или сыпучих материалов-значительно укрепляют мелкую моторику детей. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоения названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывание в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.
Благодаря регулярному использованию нетрадиционных техник на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, мы способствуем более точному формированию сенсорных представлений, таких, как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний. Изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.
К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.
По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности - весьма перспективное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми - нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.