Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. она способствует общему развитию личности в различных аспектах.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с рас - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра может открыть новые пути развития для аутичных детей.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться.
Формирование игровой деятельности у детей с РАС.
- Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
- «Застревают» на определенных играх.
- Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
- Не могут полноценно играть со сверстниками.
Таким образом, развивающий эффект игры ослаблен.
Ребенок с РАС находится в зоне эмоционального комфорта во время стереотипной игры. Когда мы играем вместе с ним его игра развивается и приобретает творческий характер. В это время он находится в зоне физиологического стресса. Вместе с тем это зона развития. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.
Совместная игра со взрослым способствует развитию:
- Устойчивого слухового, зрительного внимания.
- Разделенного внимания (Эмоциональный контакт со взрослым)
- Объединенного внимания (Может распределять внимание на взрослого и на предмет вокруг которого взаимодействуют)
- Самовосприятия. (восприятие своего тела, схемы тела, образа себя).
- Речи.
- Регуляции поведения. Возможности действовать по инструкции взрослого.
- Имитации действий, движений и речи взрослого.
- Познавательного интереса, интереса к занятиям.
- В игре ребенок эмоционально «заряжается» от взрослого, а не от своих аутостимуляций.
Совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе, занятиям с логопедом, психологом.
Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам.
Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. она способствует общему развитию личности в различных аспектах.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с рас - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра может открыть новые пути развития для аутичных детей.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться.
Формирование игровой деятельности у детей с РАС.
- Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
- «Застревают» на определенных играх.
- Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
- Не могут полноценно играть со сверстниками.
Таким образом, развивающий эффект игры ослаблен.
Ребенок с РАС находится в зоне эмоционального комфорта во время стереотипной игры. Когда мы играем вместе с ним его игра развивается и приобретает творческий характер. В это время он находится в зоне физиологического стресса. Вместе с тем это зона развития. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру.
Совместная игра со взрослым способствует развитию:
- Устойчивого слухового, зрительного внимания.
- Разделенного внимания (Эмоциональный контакт со взрослым)
- Объединенного внимания (Может распределять внимание на взрослого и на предмет вокруг которого взаимодействуют)
- Самовосприятия. (восприятие своего тела, схемы тела, образа себя).
- Речи.
- Регуляции поведения. Возможности действовать по инструкции взрослого.
- Имитации действий, движений и речи взрослого.
- Познавательного интереса, интереса к занятиям.
- В игре ребенок эмоционально «заряжается» от взрослого, а не от своих аутостимуляций.
Совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе, занятиям с логопедом, психологом.
Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам.