Стратегическое планирование - это процесс моделирования эффективной деятельности организации или предприятия на определённый период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределённости рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании любой организации: подготавливает организацию к изменениям во внешней среде; увязывает её ресурсы с изменениями внешней среды; поясняет возникающие проблемы; координирует работу её различных структурных подразделений; улучшает контроль в организации.
В зарубежной и отечественной литературе выделяют следующие методы и модели планирования: метод разрыва; модель жизненного цикла товара (ЖЦТ);портфельные модели, например матрица БКГ; модель Артура Д. Литла; модель «Мак-Кинси»; модель делового анализа PIMS; модель «Мак-Кинси» «1С»; модель «Пяти сил конкуренции» по М.Портеру.
Каждая конкретная стратегия компании- это принятые ее высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия. Формирование стратегии становиться жизненно необходимым в тех случаях, когда возникают внезапные изменения во внешней среде компании. Причинами таких изменений являются: насыщение спроса, крупные изменения в технологии, неожиданное появление новых конкурентов, изменение социальных и экономических условий и т.п.
Чтобы выработать стратегию предприятия, необходимо определить основные этапа процесса ее разработки. Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки реализации стратегии несколько различаются, однако содержание основных этапов практически идентично. В основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического менеджмента как составляющую из двух взаимодополняющих подсистем.
- управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции или «запланированная стратегия».
- оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или “реализуемая стратегия”.
Последовательность формирования стратегического поведения можно свести к следующим четырем блокам:
- анализ (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);
- выбор стратегических альтернатив и выбор стратегии;
- реализация (разработка планов, проведение структурных изменений, формирование бюджетов);
- контроль (оперативное управление, оценка и контроль).
- Для создания стратегии исключительно важное значение имеет грамотный анализ состояния фирмы, отрасли и конкурентов. Профессионально проведенный анализ фирмы позволяет выявить преимущества и недостатки стратегии, возможности компании, ее слабые места, а также оценить способность копании защищать свою позицию в условиях конкурентного давления. Менеджерам необходима эта информация для разработки стратегии, адекватно отвечающей потребностям компании.