Кто имеет информацию, тот правит миром
Б. Брехт
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Осознание своей значимости в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными ценностями.
В настоящее время владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, одна из важных задач – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся.
Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приемы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность.
Бесспорными помощником в решении этих задач является информационно-коммуникационные технологии.
Что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
способствуют формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации;
способствуют развитию коммуникационных компетенций у всех школьников;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
развивают творческий потенциал учащихся;
осовременивают урок.
Использование ИКТ на уроке и во внеурочное время является наиболее сложным и ответственным делом.
Это связано с уже существующей технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
Применение информационных технологий .
Использование ИКТ способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным, позволяет по – новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Мультимедиа технологии позволяют школьникам изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания учиться, развивают интерес к предмету.
При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Дети учатся слушать и быть услышанным – это первые шаги к формированию планетарного мышления. Самое главное, что учащиеся привыкают работать с информацией: искать, сравнивать, анализировать, трансформировать, создавать свои проекты.
Меняется роль учителя в образовательном процессе, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Приводит к качественным изменениям в методике преподавания русского языка и литературы.
Цель уроков русского языка – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
И главная цель любого урока словесности состоит не столько в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь» испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до урока, относиться к себе и к миру.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников.
Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т.к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.
Рассмотрим использование электронных презентаций (программа Microsoft Power Point) на примере урока русского языка в 10 классе по теме «Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Задачи:
Знать:
• Определение имени прилагательного;
• Разряды прилагательных;
• Признаки прилагательных
Уметь:
• Определять разряды прилагательных;
• Правильно употреблять прилагательные в речи;
• Указывать морфологические признаки прилагательных;
• Правильно писать прилагательные, графически объяснять в них орфограммы.
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное»; уметь применять полученные знания для решения практических задач.
Развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательная: воспитание казахстанского патриотизма, воспитание бережного отношения к языку.
Тип урока объяснение нового материала
Методы обучения объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный, эвристический.
Оборудование: рабочий лист учащихся, учебник, слайды, интерактивная доска, опорные схемы.
Памятка учителю
Задания для учащихся
I этап Задания на актуализацию
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
Ответьте на вопросы:
1) Сколько частей речи в русском языке?
В русском языке __10____частей речи.
2) Какие из них называются самостоятельными?
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , наречие, глагол, местоимение.
II этап Задания для самостоятельного усвоения новой темы
1.Узнавание
2.Понимание
1. Познакомься с правилом!
Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чья? чей? чьё? чьи?. Прилагательное изменяется по родам, числам и по падежам. В предложении может быть определением, сказуемым.
2. Рассмотри опорную схему
1 .ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения и сказуемого. Краткие только как сказуемое с глаголом-связкой быть. И полные, и краткие прилагательные изменяются в роде, числе и падеже.
Крупный (м.р.), крупная (ж.р.), крупное (ср.р.), крупные (мн.ч.).
Лёгок (м.р.), легка (ж.р.), легко (ср.р.), легки (мн.ч.).
2. Вспомни степени сравнения прилагательных и сформулируй правило.
Степени сравнения
ср сравнительная превосходная
простая составная простая составная
-ее -ей -е -ше более,менее -ейш- -айш- самый, наиболее крупнее более крупный крупнейший самый крупный
3. Анализ
1. Прочитайте упражнение 114, найдите имена прилагательные
( крупных, остальные, великого, богатом, торговом, первоначальное, научный, культурный, Египетскую, крупнейшие, античного, разносторонний, знаменитые, Александрийская, греческих, плодотворный.
2. Спишите, дописывая окончания прилагательных.
Инженерн.... гений Архимеда с особенн.... силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мошн... метательн... машины забрасывали римские войска тяжел...... камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время легк.... метательн..... машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн.... краны захватывали железн..... крюками корабли, поднимали их кверху , а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.
3. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите род и число.
Крупн.......ученый___________ крупн......фирма____________ крупн.......открытие____________ современн......мир__________ современн........жизнь_________ современн.......общество________ велик........математик__________ велик.....сила_________ велик........дело___________ замечательн.....день________ замечательн.....дата___________ замечательн.......событие_______ особенн........человек__________ особенн......сила_________ особенн......свойство________ мощн........мотор_________ мощн.........машина_________ мощн....орудие____________ Научн........центр________ научн........труды_________ знаменит........учёный____________ знаменит.......библиотеки_______ тяжел........труд________ тяжел........камни_________ легк.........труд________ лёгк......машины_______ железн.......крюк________словарное слово железн........ крюки_________
4. Синтез
1. Дополни опорную блок-схему.
5. Применение
1.
2. ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
«Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то_____________________________________________________________________________________________________»
6.Рефлексия
Для чего нам нужны прилагательные ?
Они делают нашу речь красочной, четкой, выразительной.
Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь
III этап оценивания
1. Узнавание
Рассказ учителя об Архимеде по слайдам
3. Анализ
Тест
1.Это слово является прилагательным
А)Зелень
Б)Прекрасный
В)Замечательно
Г)Красота
2.Сколько имён прилагательных употребил поэт?
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные
А) 5
Б)7
В)9
Г)10
3.Каким членом предложения являются прилагательные в предложении:
Красота нашей земли хрупка и уязвима.
А)Определением
Б)Сказуемым
В)Дополнением
Г)Обстоятельством
4. Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?
А) одна
Б) две
В) три
Г) четыре
5. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.
Г) относительные
6. Выберите прилагательное в составной сравнительной степени
А)Опаснейший
Б)Самый близкий
В)Более внимательный
Г)Причудливее
7. Выбери качественное прилагательное
А)Деревянный
Б)Лесной
В)Огромный
Г)Заячий
8. Какое из прилагательных не имеет степени сравнения
А)Яркий
Б)Солнечный
В)Добрый
Г)Книжный
9. Выбери притяжательное прилагательное
А)Гусиное перо
Б)Гусиная походка
В)Гусиная кожа
10. Найди краткое прилагательное
А) прекрасный
Б) прекраснейший
В) прекрасен
Г) прекрасные
1. Синтез
1. Определите разряд прилагательных по значению
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.
2. Применение
1. Прочитайте текст, подумайте, как можно «раскрасить» картину с помощью слов?
Лисички, как морковь. Ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот гриб рано появляется в лесу. Стайка лисичек смотрит из мха.
Вставьте подходящие по смыслу слова
___________лисички , как морковь. _______________ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот _______________гриб рано появляется в лесу. __________ стайка лисичек смотрит из_______________ мха.
(оранжевые, небольшая, красивый, весёлая, зелёного)
3. Рефлексия
• Что дал вам сегодняшний урок?
• Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
• На чём необходимо заострить внимание при подготовке к ЕНТ?
Домашнее задание
1.п. 16 упр. 117 (письм.), текст на стр. 80-81 (устно)
2.Инд. задание подготовить рассказ о жизни и деятельности Архимеда.
Оценивание
Рабочий лист ученика 10 а кл._____________________
2. Прочитайте упражнение 114, найдите имена прилагательные
1. кр__________
2. о___________
3. __________ого
4. богатом,
5. торговом,
6. п______начальное,
7. н_______ый,
8. к_______урный,
9. Египетскую,
10. крупн______шие
11. античного,
12. разностор_________
13. зн___________
14. Александрийская
15. гр______ких
16. плод_______рный.
2. Спишите, дописывая окончания прилагательных.
Инженерн.... гений Архимеда с особенн.... силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мошн... метательн... машины забрасывали римские войска тяжел...... камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время легк.... метательн..... машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн.... краны захватывали железн..... крюками корабли, поднимали их кверху , а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.
3. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите род и число.
Крупн.......ученый___________ крупн......фирма____________ крупн.......открытие____________ современн......мир__________ современн........жизнь_________ современн.......общество________ велик........математик__________ велик.....сила_________ велик........дело___________ замечательн.....день________ замечательн.....дата___________ замечательн.......событие_______ особенн........человек__________ особенн......сила_________ особенн......свойство________ мощн........мотор_________ мощн.........машина_________ мощн....орудие____________ Научн........центр________ научн........труды_________ знаменит........учёный____________ знаменит.......библиотеки_______ тяжел........труд________ тяжел........камни_________ легк.........труд________ лёгк......машины_______ железн.......крюк_________ железн........ крюки_________
4. Дополни опорную схему
5. Тест
1.Это слово является прилагательным А)Зелень Б)Прекрасный В)Замечательно Г)Красота 2.Сколько имён прилагательных употребил поэт?
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные А) 5 Б)7 В)9 Г)10
3.Каким членом предложения являются прилагательные в предложении:
Красота нашей земли хрупка и уязвима. А)Определением Б)Сказуемым В)Дополнением Г)Обстоятельством
4. Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?
А) одна Б) две В) три Г) четыре
5. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
А) притяжательные Б) качественные В) качественные, относительные, притяжательные. Г) относительные
6. Выберите прилагательное в составной сравнительной степени
А)Опаснейший Б)Самый близкий В)Более внимательный Г)Причудливее
7. Выбери качественное прилагательное
А)Деревянный Б)Лесной В)Огромный Г)Заячий
8. Какое из прилагательных не имеет степени сравнения
А)Яркий Б)Солнечный В)Добрый Г)Книжный
9. Выбери притяжательное прилагательное
А)Гусиное перо Б)Гусиная походка В)Гусиная кожа
10. Найди краткое прилагательное
А) прекрасный Б) прекраснейший В) прекрасен Г) прекрасные
6. Определите разряд прилагательных
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.
7. Образуйте краткие формы прилагательных
Медвежий, пригожий, казачий, кипучий, могучий, жгучий, ребячий, птичий,горячий.
8. Вставьте подходящие по смыслу слова
Лисички___________ , как морковь. _______________ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот _______________гриб рано появляется в лесу. __________ стайка лисичек смотрит из_______________ мха.
(оранжевые, небольшая, красивый, весёлая, зелёного)
Всего баллов_____
Оценка________
Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?
Во-первых, удобство демонстрации, во-вторых, методические преимущества:
Возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдам, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника, помогает организовать наблюдение, «учит видеть».
В-третьих, решение дидактических задач, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развивается коммуникативный потенциал личности.
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания.
Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что 100% учащихся признают необходимость проведения уроков с использованием ИКТ, 89% считают, что уроки с использованием ИКТ привлекают сменой видов деятельности и наглядностью, 85% признали, что уроки с использованием ИКТ помогли овладеть навыками поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта.
Таким образом, систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям являются эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.
Литература.
1. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
2. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
3. Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.
4. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.
5. Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53