Игровые технологии как средство раскрытия творческих способностей студента - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 116
  • Скачиваний: 0

Игровые технологии как средство раскрытия творческих способностей студента
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи студентам преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни глубоких умений. Общеизвестно, что в памяти человека закрепляется от 10 до 20% того, что слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».
Вопрос развития творческой личности является «вечной проблемой и основные идеи и направления в её решении высказывались ещё Аристотелем, Дестервергом.
Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».
Итогом педагогической деятельности должно являться развитие творческой личности студента.
Однако следует отметить, что традиционная педагогика не позволяет раскрыть творческие способности личности и в педагогической практике преобладает репродуктивное преподавание.
Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов». Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных.
По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего среза знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду.
Таким образом, в колледж приходят студенты, которые разучились задавать вопрос преподавателю: почему?
Очередной круг противоречий по формированию творческой личности будущих конкурентоспособных специалистов требует в первую очередь пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности.
Поэтому, чтобы решить возникшие проблемы, на уроках необходимо создавать атмосферу творчества и радости, как для студента, так и для преподавателя. В этом может помочь широкое применение игровых методик на занятиях и во внеурочное время.
Преимущества игровой формы:
• Игра - это не самопроизвольный процесс. Она может возникнуть и успешно осуществляться только при определённых условиях. Поскольку всякая игра в той или иной мере предполагает поисковую деятельность студентов, то, следовательно, учебный материал должен быть проблемным, т.е. должен содержать учебные задачи изначально или же в результате дополнительной переработки.
• Для проведения любой игры требуется очень большая подготовительная работа, в которой очень важной является помощь со стороны студентов.
• Одним из главных условий является готовность студентов к искреннему общению, диалогу.
• Очень большую роль в успешном проведении игры играет оснащение кабинета и его эстетическое оформление в соответствии с темой игры.
Все эти задачи можно решить, применяя на уроках деловые и познавательные игры, так как игра:
1. Это - моделирование учебной, производственной, экономической и социальной деятельности человека;
2. Представляет возможность многократно имитировать практически любую ситуацию с целью эффективного выбора форм и методов решения стоящих проблем. Игра позволяет находить эффективные управленческие решения с целью активизации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении, максимального использования творческих возможностей обучающихся;
3. Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности студентов;
4. Все элементы связаны единой педагогической деятельностью и представляют функциональную систему, в центре которой поисковая, аналитическая и созидательная работа всех участников игры;
5. Это наиболее эффективное средство поиска объективно правильного управленческого решения в экстремальных ситуациях, когда другие методы решения проблемы неприемлемы;
6. Она стимулирует творческий поиск обучающихся в обосновании проблемы, в аргументации путей, предлагаемых для её разрешения, в реализации найденных решений на практике. Игра позволяет создать учебно-игровое взаимодействие участников. Его ценность – в коллективном характере, индивидуальном поиске решения проблемы и ответственности каждого участника игры за получаемые результаты;
7. Она формирует игровую атмосферу, которая требует от «потенциально пассивных» её участников проявления вынужденной активности, и способствует её поддержанию на протяжении всего игрового времени;
8. Обеспечивает получение альтернативных результатов. Их анализ дает возможность выявить условия системного подхода к решению проблемы, позволяет приобрести определенный практический опыт поиска и обоснования принимаемых альтернативных решений.
Вследствие этого участники игры включаются в интенсивную умственную деятельность, мобилизирующую их творческий потенциал и познавательную активность.
Использование этих игр способствует эффективности урока, позволяет быстро проверить усвоение студентами учебного материала, оценить большее количество студентов, чем это возможно при устном опросе.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: