Работа со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 126
  • Скачиваний: 7

Работа со сказкой  на уроках литературного чтения в начальной школе.

Working with a fairy tale in the lessons of literary reading in primary school.

С. И. Захарова учитель

начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия №12 Гармония

Липецкой области, города Липецка

sv.zaharova1972@yandex.ru

Статья раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных и моральных ценностей учеников начальной школы. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, событиям. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести жизненный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Ключевые слова: жанр фольклора, моральные и социальные ценности ,  сказка, волшебный мир,  эмоциональная окраску,  любимый и популярный жанр фольклора.

The article reveals the role of folk tales in the formation of moral and moral values of primary school students. Shows the dependence of the emotional attitude to the characters of the fairy tale, events. Special attention is paid to the fact that with the help of a fairy tale, it is easier for a child to acquire life experience and later form as a person.

Keywords: genre of folklore, moral and social values, fairy tale, magic world, emotional coloring, favorite and popular genre of folklore.


Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
                                                                                       Раиса Поликарповна Трефилова


     Сказка –  это удивительный  жанр  фольклора.  Она отличается от остальных литературных форм тем, что ее роль в жизни человека удивлять,   возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мире. 

          Знакомясь со сказкой, у ребенка начинается знакомство  с окружающим миром в целом. Опираясь на содержание сказки, маленький человек пытается определить  место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно с помощью сказки, в доступной форме  ребёнку можно объяснить, что такое хорошо и  что такое плохо, закладывать моральные и социальные ценности.

Важную роль сказки отметил В. А. Сухомлинский: "Сказка -это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений".
В сказке встречаются сложные ситуации, в которых человек  может оказаться, учит находить пути решения сложных жизненных задач. Героям сказок приходится  проходить через разные испытания. На их примере у читателя развиваются такие качества личности как справедливость, смелость, взаимовыручка, умение понимать другого человека. Сказка всегда имеет хороший конец, потому  что нужно верить в хорошее, в волшебство.
Знакомясь со сказкой, юный читатель погружается в волшебный мир. Мысленно он может стать на сторону доброго героя  или  наоборот, отрицательного героя. На протяжении всех событий, ребёнок понимает  правильный ли он избрал  путь. Сказки помогают выбрать правильный жизненный ориентир, иными словами формируется личность человека. Изучая цикл сказок, мы приходим к выводу, что зло не останется безнаказанным, добро – всегда побеждает, а также, человек в жизни может всего достичь своим трудолюбием, усилием , уважительного отношения к окружающим.

Сказка ,  как инструмент воспитания,  это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
На уроках литературного чтения мы знакомимся с русскими народными сказками, со сказками народов мира. Перед чтением сказки происходит устное знакомство с изучаемым произведением. Во время знакомства со сказкой, я замечаю реакцию детей, могу акцентировать внимание на важных моментах. Особенно делаю важный акцент на эмоциональную окраску при устном рассказе. После прослушивания, ученики активно принимают участие в обсуждении героев, их поступков. Всем желающим предлагаю высказать свою точку зрения на вопрос:
- Как ты поступил в ситуации героя?
 Такая работа позволяет нам отрабатывать выразительное чтение сказки.
Важным видом работы со сказкой, по моему мнению, является инсценировка произведения.

Такой вид работы можно демонстрировать с помощью пальчиковых кукол, костюмированное выступление, кукольного театра.
Вместе с ребятами, мы инсценировали сказку «По щучьему велению», где наша работа принесла

положительные эмоции не только зрителям, но и выступающим.
Одним из видов домашнего задания, которое я предлагаю своим ученикам – это задание придумайте свою сказку, или продолжи  услышанное начало сказки. При выполнении такого задания развивается фантазия, процесс становится увлекательным и результативным. Ребята с удовольствием выполняют такое задание. Нашим классом был выпущен сборник волшебных сказок, при составлении которого, каждый
ученик принял участие в литературном проекте. Эта книга находится в гимназической библиотеке.
Я часто вспоминаю слова В. А. Сухомлинского
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" .
Мне кажется, что сказка для младших школьников  - это самый любимый и популярный жанр фольклора.

 Она имеет огромное значение в окружающей жизни ребенка. Действительно, сказка обладает воспитательным и развивающим  воздействием.

Список литературы:

1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21

2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48

3. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Литературное чтение» для 2 класса, - М.: Просвещение, 1990г., с.54

                    4 . Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. - Т. 2. - М.:??? Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1985. - 655 с.

                  5.  Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. 1980. с.170             

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: