Составное глагольное сказуемое - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 148
  • Скачиваний: 11

Тема:Составное глагольное сказуемое.
Цели урока:
Обучающие:
-дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения;
- научить опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
- различать простое и составное глагольные сказуемые.
Развивающие:
- развивать у учащихся мышление, устную речь, память;
- развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;
- развивать умение работать в группах.
Воспитывающие:
- повышать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки, учебник «Русская речь» для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения
Ход урока:
i. Организационный момент.
ii. Повторение изученного материала
- Что вы знаете о простом глагольном сказуемом?
- Какой частью речи чаще всего выражается простое глагольное сказуемое?
- Может ли простое глагольное сказуемое быть выражено несколькими словами? В каких случаях?
- выборочная проверка дом задания
iii. Изучение новой темы.
1. Узнавание. Прочитайте. Найдите сказуемые, выраженные одним и двумя словами. Найдите в последних глаголы, которые выражают грамматические значения этих сказуемых. Какие это значения? Какие глаголы в сказуемых, выраженных двумя словами, обозначают начало, конец, продолжительность действия; его желательность, возможность?

1. В мае зацвели тюльпаны- В мае начали цвести тюльпаны.
Недавно отцвели тюльпаны- Недавно кончили цвести тюльпаны.
Уже июнь, а тюльпаны цветут- Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.
2. Сыграл бы я сейчас с тобой партию в шахматы-Я хочу сыграть с тобой партию в шахматы.
3. Никак не найдёт Оля свою тетрадь-Оля никак не может найти свою тетрадь.

2. Чтение теоретического материала (стр.160).На доске и в тетрадях запишем формулу составного глагольного сказуемого (СГС):

СГС = Вспомогательный глагол + Неопределенная форма глагола

3. Анализ. Сравните предложения. В каких примерах употреблено простое глагольное сказуемое, в каких – составное глагольное? Почему вы так думаете?
1) Они начнут готовиться к проекту. – Они будут готовиться к проекту.
2) Он продолжает заниматься. – Он будет заниматься.

Физкультминутка. Игра «Ложно – Верно»

Если вы согласны, то поднимете правую руку, а если нет - левую

„Подлежащее всегда выражено существительным.

Сказуемое согласуется с подлежащим.

Подлежащее выражено одним словом.

„ Сказуемое и глагол – одно и то же.
„ В предложении Мне не повезло подлежащее мне.
„ В предложении Я пересмотрю своё решение сказуемое пересмотрю.
„ Сказуемое может отвечать на вопрос каков?
iv. Закрепление изученного
1. Проверка теоретических знаний.
Ответим на вопросы:
- какое сказуемое называется составным глагольным?
- чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?
- какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?
- назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных. ( ответы по цепочке )
Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого.
2. Работа над текстом «Пустыни мира» (упр.1, с.165) Чтение и ответы на вопросы.
-Как называется африканская пустыня?
-Где расположена пустыня Намиб?
-Какие еще пустыни вы знаете?
Словарная работа: какие слова вам показались незнакомыми?
3. Работа в группах. Игра «Кто больше?»
Найти в тексте сказуемые, распределить их на простое и составное.
Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое
Взаимопроверка.
4. Тренировочные упражнения
Упр.2 с.166 - письменно, комментируя «по цепочке» составное глагольное сказуемое.
Упр.3 с.166 – устно, Составить предложения, используя данные слова и словосочетания.
5. Работа в группах.
Заменить простые глагольные сказуемые составными. (задание дано на доске).
1)Собрание начнётся точно в назначенный срок.
2)Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
3)Сыновья помогают матери в домашних делах.
4)Она водит машину.
Проверка.
5. Задание по развитию связной речи: составьте устный рассказ по картинке, используя составные глагольные сказуемые.

5. Подведение итогов урока. Обобщение.

– Что нового узнали на уроке?
–Чему научились?
6. Домашнее задание: упр.5, стр.167; выучить правило на стр.160.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: