Второй урок в системе уроков «Служебные части речи».
Первый по теме «Предлог». В уроке объединены в блок три темы « Предлог как часть речи», «Простые и составные предлоги», «Непроизводные и производные предлоги». В дальнейшем предполагается углубление данных тем, отработка правописания предлогов. Урок проведен с использованием видеоурока, презентации, раздаточного материала. На уроке при отработке общеучебных и специальных умений и навыков использовались коллективная, индивидуальная, парная, групповая формы работы.
Цели урока: углубить знания о предлоге, употреблении в речи, формировать умение различать простые и составные. производные и непроизводные предлоги, развивать культуру устной и письменной речи. Использование новых подходов в обучении позволяет организовать самостоятельную работу учащихся, создать ситуацию успеха, научить учеников учиться. В основе проведения урока - использование стратегий критического мышления. Урок начинается с создания психологического настроя на урок «Аплодисменты». На этапе вызова учащимся была предложена работа с текстом, в котором пропущены предлоги. Учащиеся определяют, что в тексте отсутствуют предлоги ( трудность может возникнуть с предлогом в течение),формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения. Ученики отвечают: тема урока - «Предлог».
Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. На этапе осмысления новой темы использование видеоурока по теме развивает зрительную зоркость, улучшает эмоциональное настроение, улучшает контакт учителя и ученика. Необходимость использования очевидна: видеоурок помогает учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся: каждой группе дается задание: исследование мини-текста, составление кластера, таблицы по теме, есть возможность при необходимости использовать учебный материал. Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока: речевая разминка, исследование текста, различные виды диктантов. На этапе рефлексии – составление синквейна по теме, «Лови ошибку», устная рефлексия. Задания подготовлены с учётом принципов научности, доступности. С учётом возможностей учащихся. Формулировки вопросов и заданий доступны детям. Указывается цель каждого вида задания. После каждого этапа делается вывод и самооценка работы учащихся. Все задания проверяются по образцу, выставление оценок по баллам позволяет выставить положительные оценки всем учащимся. Методическая разработка урока «Предлог как самостоятельная часть речи. Разряды предлогов» может быть использована учителями-словесниками, работающим по разным программам. Она интересна в плане информативной емкости, способов деятельности учащихся, применяемых технологий обучения.