Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 311
  • Скачиваний: 8

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

 

Лыткин Даниил Олегович

Студент ГБПОУ «ССПК» имени А. П.  Раменского.

 

Аннотация. В статье проанализирован системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников. Рассмотрены вопросы касающиеся реализации системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова и словосочетания: Системно-деятельностный подход, дидактические принципы, образовательные стандарты НОО нового поколения, методика обучения, субъект, цель, универсальные учебные действия.

В наши дни школы очень быстро меняются и адаптируются под новые потребности социума, пытаются попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускоренная геометрическая прогрессия темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться и самообучаться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов начального общего образования.

В основу разработки новых стандартов НОО положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление и корректировку учителем познавательной деятельностью обучающихся, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе синтеза и анализа самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: он становится организатором деятельности детей. Новый школьный стандарт НОО отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Задача современной школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? Есть старая притча о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но смысл притчи гласит: не надо давать рыбу человеку, а, надо научить человека ловить ее тогда он никогда не будет голоден. Стандарт нового поколения помогает научить учиться, научить «ловить рыбу» и, тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии рождается опыт, который перерастает в знание.

Особенность и значение учебной деятельности заключается в том, что ребенок сам адаптирует знания под свои потребности. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Любая деятельность основывается на определения цели, личностно значимой для обучающихся, когда данная цель «сформулирована» учеником, он понимает и задачу своей бедующей деятельности. Чтобы предать мотивацию ученикам и развить в них познавательный интерес, надо обозначить им проблемную задачу, чтобы решить ее, выполняются УУД, на этом этапе необходимо создать ситуацию успеха, это усилит мотивацию и познавательный интерес.

Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается дидактическими принципами. Перечислим их. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности).

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не одностороннего потока информации, нравоучений человек формируется как личность. Взаимодействуя с миром и обществом, человек учится строить самого себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к взрослой сознательной жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит свои плоды, несомненно, не сразу, но ведет к достижениям.

Список литературы
1. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2011. № 9.- С.14-15.
2. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc gum/pspo/2005 7 1/doc pdf/Kolyada.pdf]
3. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UsriakovaOU/file/754302/]
4. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.lseptember.ru/articles/419748/]
5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим дост-па: [http://schooll884.ru/]

6.  Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011. № 4. С. 13-27.
7. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: