Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, т. к. возникает она не только при условии интереса ребёнка к музыке, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.
Сложность возникновения активной самостоятельной деятельности и в том, что музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.
Что же обеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность?
Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Во всех видах музыкальной деятельности проявление способов самостоятельных действий связано непосредственно с обучением, с выполнением того или иного действия, задания (воспроизводящего или творческого) под руководством педагога.
Запас музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных и увиденных радио- и телепередач, музыкальных спектаклей.
Создание условий в семье.
Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного развития своего ребёнка вообще и музыкального развития в частности, не ощущают эмоционально-эстетической окрашенности, не знают возможности своих детей, не предполагают, в чём их (родителей) роль. В связи с этим необходимо посещать тематические консультации в детском саду, знакомится с материалами на сайте дошкольного учреждения и информационных стендах по вопросам музыкально-эстетического воспитания.
Какие игрушки и пособия понадобятся при организации самостоятельной музыкальной деятельности в семье?
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим звукорядом ударные ( металлофон, ксилофон).
Неозвученные музыкальные игрушки: макеты балалаек, гармошки, скрипки, пианино с нарисованной клавиатурой.
Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, шкатулки, волчки.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование.
Желание ребёнка заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, умение организовать эту деятельность – важный показатель готовности детей к успешной учебной деятельности в школе.