Особенности подготовки обучающихся при сдаче ОГЭ по информатике
На сегодняшний день основной государственный экзамен всё ещё является для выпускника новой формой аттестации. Экзамен в форме ОГЭ проводится в течение последних девяти лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений, а так же абитуриентов с целью отбора для зачисления в образовательные учреждения для продолжения получения образования. Актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как и с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ОГЭ, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
При исследовании этой проблемы, выяснилось также, что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки обучающихся к ОГЭ. В начале работы над данной проблемой, были рассмотрены возможные трудности на пути ее решения, как для учителя, так и для обучающихся и выявлено, что одним из условий успешной сдачи ОГЭ является формирование предметной готовности ученика. Поэтому очень важно является выявить направления по подготовке к ОГЭ, выбрать наиболее эффективные формы и методы, разработать систему мониторинга по отслеживанию уровня готовности учащегося к новой форме проверки знаний и прогнозирования успешной сдачи ОГЭ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ОГЭ по информатике – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ОГЭ по предмету.
В данном направлении система работы может быть построена следующим образом:
в 5,6 классах:
– пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
в 7-9 классах:
– на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности;
– знакомство с типологией заданий разных уровней (тесты развивающего и контролирующего характера);
– возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части - различные способы решения наиболее сложных задач.
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ОГЭ являются следующие из них:
- работа с тестовыми заданиями;
- дифференцированный подход в обучении и подготовке;
- индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;
- формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ОГЭ;
- регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, а также проведения тренировочно-диагностических работ.
Подготовку к ОГЭ необходимо начинать уже с 5 класса. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 2 направления:
- знание теории по информатике;
- умение работать с тестами.
Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой тетради. Уже с 5 класса выборочно необходимо использовать книги-материалы ОГЭ при изучении отдельных тем, задания подбирать из 1 части ОГЭ. Зная материалы ОГЭ 9 класса, уже в 5 классе акцентировать внимание на тех вопросах, которые изучаются в 5 классе и в 9 классе выносятся на ОГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа.
Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи - предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг знаний, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема «Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций - преобразование информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов. Учитывая спецификацию ОГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в части 1 и составляют около 20 % от всех заданий подготовка к их выполнению необходима уже с 5 класса. Как уже было сказано, здесь она носит только пропедевтический характер.
Не секрет, что одна из важнейших компетенций - умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Обработка информации», проверяется в ОГЭ не только с помощью части 1, но и в части 2. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Обработка информации» задания составляет 40,9%. Изучается данная тема в курсе информатики и ИКТ в школе, начиная с 5 класса. Обучение ведется на базовом уровне, затем продолжается в курсе 9 класса, где занимает почти половину всего курса, учитывая элективный курс. Поэтому на уроках, связанных с обработкой информации, в том числе и программирования, система подготовки учащихся к ОГЭ не совсем проста и складывается из нескольких этапов:
- накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ОГЭ;
- практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;
- диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ОГЭ по информатике прошлых лет; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.
Необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря данной системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках, конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование.
Данный подход позволяет, во-первых, показать ученикам все пробелы и организовать своевременную работу по их устранению, во-вторых при подготовке к консультации видно, на какие задания следует сделать упор в групповой работе, какие отдать для индивидуальной консультации.
Такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся.
Представленная система подготовки к ОГЭ дает стабильные результаты. Успеваемость по предмету информатика и ИКТ составляет 100 %, качество 65-80%. Эти результаты подтверждают и результаты сдачи ОГЭ.