Рекомендации для учителей по профилактике буллинга - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 198
  • Скачиваний: 20

Как распознать буллинг. Признаки буллинга.

Ученик на всех переменах один

Он всегда один выполняет задания в малых группах 

Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки

Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая

Стал хуже учиться .

Стал хуже себя чувствовать (психосоматика)

С кем-то из учеников никто не хочет сидеть,

Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия

Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе

Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов

В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого

Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону

Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды 

 

Диагностика :   Анкета «В нашем классе\школе» ,  опросник «Оцени себя»

 

 

  1. Профилактика буллинга в образовательной среде

Конечно, буллинг легче предотвратить, чем потом бороться с ним.

Принципы профилактики буллинга в ОУ.


-.Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

-Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

 

  • Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
  • Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
  • Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
  • Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
  • Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
  • Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
  • Нельзя сравнивать способности между детьми.
  • Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
  • Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
  • Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
  • Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе!!!

 

Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес

Дети должны уметь и быть готовы: рассказать о случае боулинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; вести себя уверенно; искать друзей среди сверстников и одноклассников; избегать ситуаций, в которых возможен боулинг; заниматься методично и последовательно востановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии. 

Неэффективные  методы преодоления буллинга. (что не надо делать)

Перекладывать всю ответственность на психолога

Переадресовать проблему родителям

Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное

Отправлять участников (жертву и бeллера) к директору, требовать от буллера извинений

Рекомендовать жертве не обращать внимания 

Неэффективный вызов жалости,

Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,

Долгие объяснения случившегося,

Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.

Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае. 

Эффективные методы включают:

Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

Действия учителей

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. 

Занять позицию Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. 

Разговор с классом Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д. 

Пригласить родителей для беседы Если буулинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев боулинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций. 


План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Что делать психологу?

  1. Рассказать о боулинге администрации и педагогическому коллективу
  2. Выслушать мнение каждого учителя и занять согласованную позицию в отношении противостояния боулингу
  3. Помочь учителям оформить позицию в конкретные правила и санкции
  4. Помочь администрации в создании специального органа: антибоулингового комитета или совета справедливости


Действия на уровне школы

В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе необходимо создать форму Заявления о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д.

 Антибуллинговый комитет/ Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости, служба медиации и т.п.

Должно осуществляться обучение всего персонала школы (все взрослые, находящихся в зоне возможных конфликтов) проводится систематически в форме тренингов, раздачи информационных буклетов, методичек.

Весь персонал школы должен научиться  распознавать

  • -потенциальных жертв буллинга
  • -властолюбцев и агрессоров
  • -знать факторы способствуют буллингу.


Методика «Без обвинений» (No blame - approach) 

Важные предпосылки применения метода: Участвующие в процедуре «Без обвинений» дети, по возможности, не должны находиться в зависимости от проводящих ее учителей. Поэтому мы рекомендуем приглашать для проведения этого метода специалистов со стороны, например, социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы. Чтобы помочь жертве создается группа помощников. Совместно с этими «избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по прекращению моббинга. 

  1. Первый разговор с жертвой Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью) Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку. Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги. Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!
  2. Разговор с родителями жертвы Понять позицию родителей Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на применение методики) Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях.
  3. Подготовка и информирование других Информирование других учителей Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как баллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки! Планирование мероприятий
  4. Встреча с группой помощников Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!» Установка: Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять не дискутировать по поводу прошлого никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний! Вы сможете это сделать! передать ответственность группе. Провести повторный разговор примерно через неделю

  5. Второй разговор с жертвой Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы

  6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы: Как у тебя прошла эта неделя? Что тебе удалось сделать из того, что запланировал? Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)? Что ты можешь сказать о других помощниках из группы? Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации? Что можно было бы еще улучшить? Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше? Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы. Если есть успехи, повторить встречи через 6 недель для подведения итогов и заключительного праздника.
  7. Подведение итогов Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю. Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома) примерно через 2 месяца от начала.
  8. Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения. Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.


Основные вопросы для интервью во время первой встречи с жертвой Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий метод No Blame Approach, вместе с классным руководителем формирует группу помощников. Вопросы интервью: Сколько времени уже длится эта ситуация? Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило? Кто в этом участвовал? Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал? Какой была твоя жизнь в это время? Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда? Как обстояли дела с аппетитом, сном, здоровьем и т.д.? Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать? Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше? Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше? Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему? Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать? 

Литература

С.В.Кривцова. Буллинг в школе, сплоченность неравнодушных. Организационная культура  ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. М., 2011. 

Диагностика :   Анкета «В нашем классе\школе» ,  опросник «Оцени себя»

 

Анкета « В нашем классе/школе»

Как дела в моем классе? В нашей школе? Чувствует ли кто-то из ребят себя белой вороной? Козлом отпущения? Донимают ли кого-то из ребят с особой настойчивостью? Не вытрясают ли деньги по дороге из школы? Что делает группа взрослых учеников у туалетов началки?

Какие формы приобретает травля?

Давайте спросим об этом самих ребят.  Анкету, фрагмент которой мы приводим на этой странице, вы можете дополнить сами. Ее  лучше проводить анонимно.

Анкета для учащихся:

У нас в классе/школе

никогда

редко

иногда

часто

Постоянно

1.

Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию

         

2.

Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов

         

3.

Смеются над кем-то, плохо отзываются

         

4.

За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке

         

5.

Регулярно прячут или портят чьи-то вещи (школьные принадлежности, телефон, одежду …)

         

6.

Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в игры, не приглашают на дни рождения и т.д.

         

7.

           

8.

           

9.

           

 За каждый ответ в первой колонке – 0 баллов, во второй – 1 балл, в третьей – 2 балла, в четвертой – 3, в пятой – 4 балла. Максимально возможное число баллов – 4 умноженное на №, число вопросов в анкете. Результат по каждому классу  высчитывается как процентное соотношение, где за 100% принимается 4N. Например, 34%  - 9 А класс,  87% - 2 Б  и т.д.

Проведите такую же анкету (о травле в ученической среде) среди взрослых: учителей, родителей.  Интересно сравнить независимые ответы учеников, учителей или родителей. 

 

Комментарий.

Если вы хотите самостоятельно разработать Анкету, вам следует знать следующее:

Выделяют несколько видов нападок:

  • • нападки на социальный статус (Ты гасторбайтер! Одни черные!)
  • • нападки на коммуникацию (Шепелявая!)
  • • угроза применить насилие и применение насилия
  • • нападки на социальные связи (отношения)
  • нападки на внешность (Во, какие буфера!)

Наиболее распространенные акты буллинга:

  • • негативные разговоры о ком-то за его за спиной
  • • распространение слухов и лживых сведений
  • • обзывание и придумывание обидных прозвищ
  • • выставление в смешном виде
  • • унижающие и обесценивающие взгляды и жесты
  • • передразнивание
  • • объявление глупым («дураком»)
  • • не позволение сказать свое слово, ответить
  • • изоляция от остального классного сообщества (байкот)
  • • отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды
  • • необоснованные обвинения
  • • пинки, удары
  • • шантаж, вымогательство
  • • сексуальные домогательства

Прямой, активный буллинг

Основные действия:

  • • дразнить
  • • угрожать
  • • обесценивать
  • • оскорблять
  • • унижать
  • • компрометировать
  • • преследовать, причинять неприятности, мучить

Непрямой, пассивный буллинг

Основные действия:

  • • изолировать
  • • вредить репутации
  • • распространять слухи
  • • отбирать личные вещи и портить их

Особо жестокий буллинг

  • • Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
  • • Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми

    

 

 

 

Опросник по буллингу (оценка себя)

 

Дата _________ Школа _________ Класс ___________Мальчик/девочка

              (проставляет опрашивающий, опрос проводится анонимно)

 

Инструкция. Если  тебе приходилось сталкиваться с перечисленными ниже действиями в отношении тебя, обведи карандашом номер этого утверждения. Твои искренние и объективные ответы помогут улучшить психологическую атмосферу в классе и школе.

1. Твое общение

Другие не дают тебе свободно говорить

1 – Другие ребята мешают мне свободно говорить с кем-либо

2 – Другие ребята постоянно перебивают меня, когда я хочу что-то сказать

3 – Другие ребята никогда не дают мне слова

4 – Учитель не слушает меня или не дает мне высказаться

Другие оказывают на тебя давление

5 – Другие ребята кричат на меня

6 – Учитель кричит на меня

7 – Другие ребята постоянно критикуют все, что я говорю или делаю

8 – Учитель постоянно критикует мою работу

9 – Меня критикуют из-за моих родителей, из-за того, как я провожу свободное время или из-за моих увлечений

10 – Меня «достают» телефонными звонками

11 – Мне угрожают на словах

Другие отказывают тебе в общении

12 – Другие бросают на меня неприязненные взгляды или жестами, позами демонстрируют отвержение

13 – Другие делают мне какие-то намеки, но ничего не говорят напрямую

14 – Учитель не принимает в расчет мою готовность сотрудничать

15 – Другие ребята не хотят работать вместе со мной вместе

16 – Бывают другие действия, препятствующие общению со мной

2. Другие отвергают тебя

17 – Другие ребята не разговаривают со мной.

18 – Другие ребята не хотят, чтобы я заговаривал с ними

19 – Другие ребята прогоняют меня с моего места

20 – Одни ребята запрещают другим разговаривать со мной

21 – Меня не принимают в игры

22 – Со мной обращаются как с пустым местом, как будто бы меня нет

23 – Мне присылали письменные угрозы

24 – Бывают другие формы исключения меня из общения

3. Другие заставляют тебя делать то, что тебе неприятно

25 – Я должен обслуживать других, делать за них домашние задания и т.п.

26 – Я должен отдавать вещи, которые принадлежат мне

27 – Бывают другие обидные для меня требования

4. Негативное восприятие другими

28 – Другие ребята плохо говорят обо мне за моей спиной

29 – Учитель плохо говорит обо мне

30 – Некоторые ребята выставляют меня на посмешище перед другими

31 – Учитель выставляют меня на посмешище перед другими.

32 – Другие ребята распространяют слухи или ложь обо мне

33 – Другие ребята говорят, что я глупый, что со мной не все в порядке и т.п.

34 – Учитель говорит мне, что я глупый, неспособный и т.п.

35 – Кто-то передразнивает меня

36 – Кто-то плохо говорит о моей семье или родине (если я родом из другой страны)

37 – Кто-то смеется над мой внешностью или над моей одеждой

38 – Учитель оценивает меня несправедливо

39 – В мой адрес звучат ругательства или обидные прозвища

40 –  Кто-то требует, чтобы я делал что-то, унижающее меня

41 – Кто-то по телефону надоедает мне или обижает меня

42 – Кто-то обижает или позорит меня в социальных сетях

43 – Иные нападки со стороны других

5. Насилие или угрозы насилия

44 – Учитель принуждает меня работать, даже когда я болею

45 – Кто-то из ребят угрожает мне физическим насилием

46 – Учитель угрожает мне физическим насилием (например, угрожает ударить)

47 –  Кто-то из учеников толкает, пинает меня или иным образом физически притесняет меня

48 – Учитель допускает легкие формы насилия в отношении меня (например, толкает)

49 – Другие учащиеся (один или несколько человек) били меня/физически притесняли

50 – Меня ударил учитель

51 – Кто-то отбирает у меня вещи

52 – Кто-то отбирает у меня завтраки или другую еду

53 – Кто-то портит мои вещи (например, одежду, велосипед)

54 – Кто-то из ребят вымогает у меня деньги

55 – Иные формы насилия или угроз насилия

6. Я уступаю нападающим на меня (в силе, в споре, в умении найти подходящий ответ)

На вопросы 7-11 отвечай только в том случае, если ты ответил положительно хотя бы на один из предыдущих пунктов (1-55)

7. Как часто в отношении тебя совершаются действия, о которых ты прочитал выше? (выбери только один ответ)

56 – каждый день

57 – почти каждый день

58 – примерно один раз в неделю

59 – несколько раз в месяц

60 – реже, чем несколько раз в месяц

61 – никогда

8. Когда в отношении тебя начались подобные действия? (выбери только один ответ)

62 – больше двух лет назад

63 – больше одного года назад

64 – больше полугода назад

65 – меньше полугода назад

66 – больше двух месяцев назад

67 – меньше двух месяцев назад

68 – меньше одного месяца назад

69 – никогда

9.  Кто совершал эти действия? (можно дать несколько ответов)

70 – со стороны одноклассников

71 – со стороны учеников из параллельных классов

72 – со стороны более старших школьников

73 – со стороны более младших школьников

74 – со стороны учителей

75 – со стороны руководства школы

76 – со стороны других людей

77 – ни с чьей стороны

10. Сколько человек участвовало в этих действиях против тебя? (только один ответ)

78 – один

79 – от двух до четырех человек

80 – более четырех человек

81 – весь класс

82 – нисколько

11.  К кому ты можешь обратиться, чтобы об этом поговорить? (можно дать несколько ответов)

83 – к другу/подруге или к друзьям/подругам

84 – к учителю/учительнице

85 – к старосте класса

86 – к нашему школьному психологу

87 – к директору школы

88 – к моим родителям

89 – к другим родственникам

90 – в центр психологической помощи

91 – в органы власти (комиссия по делам несовершеннолетних, управление по делам молодежи и т.п.)

92 – к другому человеку

93 – мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек

94 – мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен

 

Спасибо за участие в опросе!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: