Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
Для обозначения нарушений чтения в логопедии используются термины:
«алексия» -для обозначения полного отсутствия чтения;
«дислексия» -частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций:
üОпознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи).
ü Слияние двух букв в слог (слогослияние).
üСлияние нескольких слогов в слово.
üОбъединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- нарушением зрительно-моторной координаций;
- нарушением моторики, графомоторных навыков;
- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
- нарушением произвольного внимания;
- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
- нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя течи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений
Для развития этих качеств в коррекционной работе нужно использовать специальные упражнения.
Все упражнения можно разделить на четыре группы:
1.для развития сознательного чтения;
2.для формирования правильности чтения
3. для развития беглости чтения;
4.для развития выразительности чтения.
.