Алексеева Татьяна Серафимовна,
учитель русского языка и литературы
Лицея 6 "Перспектива" г. Красноярск
Урок литературы в 11 классе.
Тема:
В. Шаламов "Сгущенное молоко"
Цели:
познакомиться с содержанием рассказа, выявить художественные способы и приемы отображения Шаламовым своего "отрицательного опыта" пребывания в сталинских лагерях;
развивать навыки анализа текста художественного произведения;
формировать гражданскую позицию обучающихся.
"Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она не была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде".
(В. Шаламов - А. И. Солженицыну)
Ход урока.
1. Вступительное лово учителя.
В. Шаламов (1907-1982) -- писатель непростой творческой судьбы. Он сам прошел через лагерные застенки. Свой творческий путь он начинал как поэт, а в конце 50-х-60-е годы он обратился к прозе. В его рассказах с достаточной степенью откровенности передан лагерный быт, с которым писатель был знаком не понаслышке. Он умел дать яркие зарисовки тех лет, показать образы не только зэков, но и их охранников, начальников лагерей, где ему пришлось сидеть. В этих рассказах воссозданы страшные лагерные ситуации -- голода, дистрофии, унижения людей озверелыми уголовниками.
Он нашел в себе силы поведать нам предельно искренне и правдиво о мире по ту сторону добра и зла, о попранном человеческом достоинстве; о мире, где смерть реальнее жизни. Это живое свидетельство человека, прошедшего крестный колымский путь: это он вращал собстве
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>