Алексеева Татьяна Серафимовна,
 учитель русского языка и литературы 
 Лицея 6 "Перспектива" г. Красноярск
 
 Урок литературы в 11 классе. 
Тема: 
В. Шаламов "Сгущенное молоко"
Цели:
  познакомиться с содержанием рассказа, выявить художественные способы и приемы отображения Шаламовым своего "отрицательного опыта" пребывания в сталинских лагерях;
  развивать навыки анализа текста художественного произведения;
  формировать гражданскую позицию обучающихся. 
"Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она не была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде". 
 (В. Шаламов - А. И. Солженицыну)
 Ход урока. 
 1. Вступительное лово учителя. 
В. Шаламов (1907-1982) -- писатель непростой творческой судьбы. Он сам прошел через лагерные застенки. Свой творческий путь он начинал как поэт, а в конце 50-х-60-е годы он обратился к прозе. В его рассказах с достаточной степенью откровенности передан лагерный быт, с которым писатель был знаком не понаслышке. Он умел дать яркие зарисовки тех лет, показать образы не только зэков, но и их охранников, начальников лагерей, где ему пришлось сидеть. В этих рассказах воссозданы страшные лагерные ситуации -- голода, дистрофии, унижения людей озверелыми уголовниками. 
Он нашел в себе силы поведать нам предельно искренне и правдиво о мире по ту сторону добра и зла, о попранном человеческом достоинстве; о мире, где смерть реальнее жизни. Это живое свидетельство человека, прошедшего крестный колымский путь: это он вращал собстве
		Страницы: 1 | 2 | 3 > >>
