Тема: СОСТАВ СЛОВА.
КОРЕНЬ СЛОВА.
Цели: учить выделять в словах окончание, определять основу и находить корень слова; учащиеся повторяют морфемный состав слова, распознают и подбирают однокоренные слова разных частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
а а а
III. Введение в тему урока.
- Прочитаем текст "Осина". Назовите однокоренные слова, выделите в них корень.
Подосиновик, осиновый, подосиновики, осинки, осинкам.
IV. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
1. Беседа по вопросам.
- Расскажите о корне, однокоренных словах.
- Какие части есть в слове, кроме корня?
- Рассмотрите схему. О чем она говорит?
- Какие однокоренные слова встретились в тексте, которое мы прочли в начале урока? Как доказать, что они родственные?
2. .
V. Сопоставление однокоренных слов и форм одного и того же слова.
1. светитьсветлая
светлячоксветлое
светильниксветлые
подсветка
светлый
- Прочитайте слова 1-го и 2-го столбиков. Что заметили? Что хотите сказать? (Слева - однокоренные слова, справа - разные формы одного слова. )
- Как это доказать? (Сделать разбор по составу и убедиться, что основа в однокоренных словах изменяется, а в разных формах одного слова - нет. )
- Запишите слова в тетрадь, сделайте их разбор, подготовьтесь к объяснению.
2. Запись слов учащимися в тетрадь, выполнение разбора по составу.
3. Заслушивание ответов, доказывающих, что во 2-м столбике - формы одного слова, а в 1-м - однокоренные слова.
4. Вывод: в однокоренных словах основа изменяется, в разных формах одного слова - нет.
VI. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнений 2
Страницы: 1 | 2 > >>