Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника
Первая группа. Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремление совершенствовать собственную языковую культуру.
В этой группе можно выделить следующие типы упражнений:
1) Стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку. Это могут быть рассказы учителя о богатстве родного языка, упражнения на нахождение синонимов, омонимов, антонимов, многозначных слов.
Пример. В виде шуточного упражнения предлагаем детям проанализировать стихотворение А. Шибаева:
Едет заяц на трамвае.
Едет заяц, рассуждая:
Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Иллюстрации создают дополнительную коллизию: о ком же говорится в тексте?
А потом можно уточнить значение слова заяц в Толковом словаре:
Заяц. 1. Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами. 2. Безбилетный пассажир или зритель, проникший куда-либо без билета.
После анализа нескольких ситуаций учитель, подводя итог, скажет: "Такое явление в русском языке называется многозначностью слов, слова бывают однозначные и многозначные".
Вывод: подробно анализируя языковые явления, ученик начинает внимательнее относиться к слову, его месту в словосочетании, предложении, тексте. К детям приходит понимание ответственности за использование слов в речи.
2) Упражнения, направленные на развитие мотивации к совершенствованию собственной языковой культуры. На примере упражнений этой подгруппы учащиеся понимают, что неправильный выбор языковых средств, неверный подбор слов, ошибочная расстановка запятых могут привести к непониманию между людьми.
Пример. Задание. Подумай, почему было куплено неправильное число билетов в театр.
Мама поручил
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>