Развитие универсальных логических действий на примере работы с загадками.
Особое место на уроках чтения занимает загадка. По словам К. Д. Ушинского она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Средствами загадки «формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову». Чтобы отгадать загадку, нужно «внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное».
При отгадывании загадок развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуютзагадки, дети учатся понимать красоту и образность родного языка. Отгадывая загадки, дети учатся понимать переносное значение слов, использовать в речи синонимы, метафоры, образные выражения, сравнения. Любаязагадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание ребёнка. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение способствует формированию коммуникативных способностей. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь.
Работа с загадкой помогает формировать универсальные логические действия:
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Синтез, как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов
Сравнение, классификация объектов
Подведение под понятия, выделение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>